Интеграция общего и дополнительного образования в сельской начальной школе полного дня

8963

МОУ Новомалыклинская начальная общеобразовательная школа села Новая Малыкла Ульяновской области с 2003 года является областной экспериментальной площадкой по теме "Организационно – педагогические условия реализации содержания образования в сельской начальной школе полного дня".

Концепция сельской начальной школы полного дня предполагает построить образовательный процесс как единую структуру и обеспечить взаимопроникновение обучения и воспитания, слияние систем учебной, внеклассной работы и дополнительного образования с целью достижения необходимого качества начального образования. Образовательный процесс строится на принципах:

  • оптимизации процесса реального развития детей через интеграцию общего и дополнительного образования;

  • решение проблемы учебной перегрузки школьников за счет создания единого расписания на первую и вторую половину дня;

  • объединения в единый функциональный комплекс образовательных и оздоровительных процессов;

  • поляризации образовательной среды школы с выделением разно акцентированных пространств (кабинеты, библиотека, спальни и др.) .

Условием успешности функционирования и развития сельской начальной школы полного дня является создание благоприятных условий для адаптации ребенка в коллективе, развитие творческих способностей, соответствие уровня образованности выпускника школы требованиям Государственных стандартов.

Что касается специфики дополнительного образования, то в условиях общеобразовательного учреждения получение ребенком такой возможности означает не только и не столько включение в занятия по интересам, сколько иной способ существования – безоценочный, но обеспечивающий достижение успеха в соответствии с собственными способностями и безотносительно к уровню успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. По сути дела дополнительное образование увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать лучшие свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. В дополнительном образовании ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Все это создает благоприятный психологический фон для достижения успеха, что, в свою очередь, благоприятно сказывается и на учебной деятельности. Можно назвать наиболее значимые условия развития дополнительного образования в школе:

1. Опора на содержание основного образования, интеграция основного и дополнительного образования позволяет сблизить процессы воспитания, обучения и развития, что является одной из наиболее сложных проблем современной педагогики.

2. Воспитательная доминанта дополнительного образования, поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание. В процессе совместной творческой деятельности, а не в рамках обязательного воспитательного мероприятия, взрослого и ребенка происходит развитие лучших нравственных качеств личности.

З. Компенсаторные, или психотерапевтические возможности дополнительного образования, поскольку именно в сфере дополнительного образования ребята, обучающиеся в условиях массовой школы, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. дополнительное образование создает ситуацию успеха, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, которые ребенок выбрал самостоятельно и в соответствии с личными интересами и потребностями, он вступает в равноправный диалог с педагогом.

4. Эмоциональная насыщенность – другая особенность школьного дополнительного образования. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира. Обилие и мозаичность знаний, являющиеся печальной приметой нашего времени, отрицательно сказывается на детской психике.

5. Дополнительное образование выполняет еще одну важную задачу — расширяет культурное пространство школы. Это важно потому, что в основном образовании явно не достает времени на обстоятельное знакомство учащихся с национальной и мировой культурой.
б. Усиление роли школы в социальной адаптации и профессиональном самоопределении школьников. Раскрыв свои потенциальные способности и попробовав их реализовать еще в школьные годы, выпускник будет лучше подготовлен к реальной жизни в обществе, научится добиваться поставленной цели, умея выбирать цивилизованные, нравственные средства ее достижения.Своеобразие дополнительного образования в школе полного дня проявляется:

  • в целенаправленном добровольном использовании ребенком свободного от уроков времени для полноценного развития своих потенциальных способностей;

  • в свободе выбора направлений деятельности, педагога, образовательной программы;

  • в возможности менять виды деятельности, коллектив;

  • в творческом характере образовательного процесса;

  • в индивидуализированном подходе к ребенку.

Функции дополнительного образования:

  • образовательная (возможность получение новых знаний);

  • воспитательная (формирование и расширение культурной сферы школы);

  • креативная (среда для развития творческого потенциала личности);

  • компенсационная (индивидуальное развитие способностей);

  • рекреационная (сфера восстановления психологических сил ребенка);

  • профориентационная (формирование интереса к социально реальным видам деятельности);

  • интеграционная (создание единого образовательного пространства школы);

  • социализация (приобретение положительного социального опыта);

  • самореализация (самоопределение , проживание ситуаций успеха).

Направления:

  • художественно-эстетическое;

  • физкультурно-оздоровительное;

  • туристско -краеведческое;

  • социально-педагогическое.

Цель школы – развитие нравственной, гармоничной, физически и психически здоровой личности, способной к творчеству и саморазвитию. Эта целевая установка является связующим звеном всех структурных элементов школы. Основным акцентом при этом является интеграция общего и дополнительного образования.

Каковы основные принципы, лежащие в основе интеграции?

1. Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности. Речь идет о возможности выбора направления деятельности и темпов продвижения ребенка по конкретной программе, форм предоставления результатов своего труда, степени участия в коллективных делах.

2. Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка.

3. Возможность свободного самоопределения и самореализации. Обязательная связь свободы с воспитанием ответственности и умения соотносить свою свободу со свободой других людей.

4. Усиление внимания к формированию личностных качеств.

5. Практико-деятельностная основа образовательного процесса. Создание условий для участия детей в создании конкретного творческого продукта.

Учебный план отражает особенности образовательной деятельности в школе полного дня.

Особенностью учебного плана школы полного дня является использование возможностей системы дополнительного образования и воспитательной системы для оптимизации образовательного процесса.

При составлении учебного плана учитывались следующие факторы:

1. Знание общего назначения каждой образовательной области в учебном плане, ее функции.

2. Дополнительное образование выполняет адаптивную функцию, оно реализует цели образовательного процесса. Дополнительное образование создает условия для развития уникальности личности, ее различных способностей. Именно в этой сфере возможно организовать личностно-равноправное общение ребенка и взрослого, их совместную творческую деятельность.

3. Проектно-исследовательская деятельность должна быть организована в школьном образовании в соответствующих формах сотрудничества на уровнях "учитель – ученик – руководитель".

4. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся и воспитанников.

В школе выработана структура модулей образования, каждый из которых решает определенные задачи в образовательном пространстве школы.

Структура модулей образования

Возраст, традиционная структура, тип образования

Модули образования

Задачи, решаемые школой на данной ступени

4-6 лет. Дошкольное образование в рамках школы

1- й модуль "Мини-школа"

– развитие психических функций: памяти, внимания и т.д.

– развитие любознательности ребенка через

овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

– формирование произвольного поведения детей;

– создание предпосылок для перехода от эгоцентризма к децентрации (способность видеть мир с точки зрения другого или других);

– формирование мотивационной готовности к обучению;

– развитие творческих способностей ребенка через организацию сюжетно-ролевых, театрализованных, дидактических и других видов игр;

– воспитание умственной активности ребенка на основе шести познавательных или умственных процессов: узнавания, понимания, памяти, продолжающегося и расчленяющегося мышления, оценки;

– воспитание коммуникативных качеств .

7-10 лет. Начальная школа (общее начальное образование)

2-й модуль

– овладение учебным материалом, т.е. создание прочной базы знаний, необходимых для успешного обучения в основной школе;

– формирование у ребенка эвристических действий;

– развитие личностнообразующей линии, которая поворачивает ребенка на самого себя, требует рефлексии, оценки того, "я был" и "я стал";

– поддерживание активности учащихся как субъекта деятельности, т.е. способствование развитию любознательности и заинтересованности, осознанию необходимости усваиваемого материала, интеллектуальной удовлетворенности, получаемой от процесса обучения, т.е. пролонгирование формирования положительной мотивации к учению;

– формирование необходимых для получения образования базового и повышенного уровня знаний, умений и навыков, способных стать основой будущих компетентностей, формирование возможности свободного перехода от учебной к внеучебной деятельности (перехода от решения системы учебных задач к ориентировке в проблемных ситуациях реальной деятельности);

– развитие социальной и социально-психологической ориентации в человеческой деятельности;

– психологическая адаптация младших школьников к учебному процессу;

– начало формирования коммуникативных навыков;

– поддержка, закрепление и развитие усвоенных в дошкольный период культурных и социальных ценностей;

– сохранение и укрепление здоровья, привитие навыков здорового образа жизни.

Основные структурные элементы учебного плана школы:

  • общеобразовательная часть (предметы федерального, регионального компонентов и компонента образовательного учреждения);

  • коррекционно-развивающая часть (занятия с психологом, логопедом, занятия по интересам в группах полного дня: ручной труд, уроки здоровья, развитие речи, музыка и движение);

  • дополнительное образование.

Сквозной линией всего учебного плана, основой выбора коррекционно-развивающего направления и направлений дополнительного образования является развитие личностных, коммуникативных, познавательных, организационных, оценочных качеств личности, создание художественно-творческого пространства, освоение следующих универсальных способностей:

Познавательные:

  • понимать и интерпретировать тексты художественного, научного, делового характера;

  • выделять основной смысл текста, события, явления, соотносить со своим опытом и ценностями, т.е. придавать им и формировать свой личностный смысл;

  • удерживать одновременно несколько смыслов сложных явлений событий, текстов, высказываний и т.п.;

  • уметь получать, отбирать в соответствии с целями или потребностями информацию, использовать ее для достижения целей и собственного развития;

  • схематизировать информацию из письменных и устных источников, собственные тексты, идеи и рассуждения, типологизировать, систематизировать и классифицировать их;

  • вести наблюдение за природными объектами и явлениями, на их основе делать выводы об их сущностях, соотносить результаты наблюдений с прошлым опытом и представлениями, менять их в зависимости от новых результатов и анализа;

  • уметь строить предложения о возможных причинах и последствиях явлений материального и идеального мира, выдвигать гипотезы, обосновывать их основания; видеть и вычленять проблемы, строить предложения об их разрешении, уметь поставить задачу, выявлять в ней ее условия и неизвестные компоненты, подбирать и создавать варианты решения;

  • находить свой личностный смысл в произведениях художественной литературы и искусства, соотносить их со своими чувствами, опытом, ценностями.

Деятельностные:

  • строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном ее цикле: постановка целей, анализа ситуации, планирование и проектирование, практическая реализация, получение готового продукта, анализ результатов, рефлексия и самооценка;

  • уметь создать для себя нормы деятельности и поведения, пользоваться или критически относиться к нормам, созданным другими, обществом и государством;

  • осуществлять в целях собственного образования выбор своих действий, объектов и предметов познания и труда, выдвигать адекватные основания выбора;

  • осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и ценностей, т.е. уметь обращать свое сознание на свою деятельность и в связи с этим использовать в своей жизнедеятельности адекватные представление о сильных и слабых сторонах своей личности;

  • действовать по алгоритму, уметь самому составить алгоритм новой деятельности, поддающейся алгоритмизации;

  • выражать себя, мир своих чувств и представлений в художественном тексте, искусстве, пластике, в других видах творчества;

  • проводить самооценку собственных знаний и умений, трудовых усилий, продвижений в своем развитии;

Коммуникативные:

  • строить коммуникацию с другими людьми- вести диалог в паре, малой группе, учитывать сходство и разницу позиций, взаимодействовать с партнерами для получения общего продукта или результата;

  • владеть языком как средством коммуникации, понимания сходства и различия языка науки, искусства, математики, иностранных языков;

  • ориентироваться в пространстве, понимать язык схем, карт, планов, понимать, ощущать и использовать многомерность природного, рукотворного и социального пространства, понимать границы пространств и корректировать в связи с ними свои действия и проведение;

  • ориентироваться во времени, уметь соотносить факты и события прошлого и настоящего с эпохой, временем и другими событиями, высказывать предложения о тенденциях;

  • понимать, создавать, сохранять, изменять уклад жизни малой группы, класса, школы, города;

  • занимать в соответствии с собственной оценкой ситуации, ценностями, целями различные позиции и роли, понимать и роли других людей.

Такое построение учебного плана позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, вести:

  • общеобразовательную и общеразвивающую подготовку;

  • коррекционную подготовку;

  • расширенную подготовку по различным учебным дисциплинам.

Дополнительное образование вносит существенный вклад в образовательный процесс, в воспитание и оздоровление учащихся. Система занятости детей, сложившаяся в образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной и полезной.

Представление широкого выбора направлений видов деятельности, организация творческой работы в системе дополнительного образования решает следующие задачи:

  • развитие творческих способностей и творческой активности детей;

  • развитие познавательных интересов;

  • формирование мотивации успеха;

  • создание условий для самоутверждения и самореализации;

  • создание условий всестороннего развития личности;

  • формирование у учащихся положительной мотивации на здоровый образ жизни;

  • в различных формах дополнительного образования школы заняты все учащиеся и воспитанники, многие посещают несколько объединений.

Образовате-льная область

Задачи

Образовательные компоненты

Общеобразовательные

Дополнительные

Традиционные мероприятия познавательного направления воспитательной системы школы

Фило-логия

1. Освоение учащимися языка как средства постижения сущности окружающего мира, культуры своего народа.

2. Овладение языковой компетенций, определяющей владение устным и письменным общением.

3. Обеспечение овладения русским языком в объеме государственного стандарта.

4. Приобщение к культуре русского народа, а через нее - к мировой.

5. Развитие всех видов речевой деятельности.

6. Приобщение детей к богатствам отечественной и художественной литературы, развитие эмоционального, ценностного отношения к миру.

Русский язык

Литературное чтение

Речь и культура общения

Иностранный язык

Клуб "Зеленая лампа"

Логоритмика

Объединение " Веселый английский"

Предметные недели

"Русский язык", "Литературное чтение"

Олимпиады

"Бенефис книги и читателя"

Посвящение первоклассников в читатели

Литературные гостиные

Мероприятия ко Дню славянской письменности и культуры

Участие в конкурсе "Русский медвежонок"

Литературный сборник" Проба пера"

Школьная газета " Дружилка"

Математика

1. Развитие образного и логического мышления, воспитание таких качеств научного мышления как критичность, способность к обобщениям.

2. Формирование способности к анализу и синтезу, к точности выражения мысли, полноте формировок, развитие памяти, внимания, речи.

3. Формирование числовой грамотности, овладение ЗУН в соответствие с требованиями Госстандарта.

Математика;

Предметная неделя "Математика"

Олимпиады

Участие в конкурсе "Кенгуру"

Естественные дисциплины

1. Овладение знаниями о живой природе как важной составной части научной картины мира и компонента общечеловеческой культуры.

2. Гигиеническое воспитание и формирование навыков ЗОЖ в целях сохранения психического и физического здоровья учащихся, навыков безопасного поведения.

3. Формирование знаний о природе родного края.

4. Привитие практических навыков общения с природой.

Окружающий мир

Клуб "Юный растениевод"

Предметная неделя "Природоведение"

Фотовыставки "Окно в мир"

Экскурсия по родному краю

День Земли

Праздник птиц

Синичкин день

Альманах "Круглый год"

Технология

1. Овладение учащимися необходимыми в жизни элементарными в жизни элементарными приемами ручной работы с различными материалами;

2. Формирование навыков культуры труда.

3. Воспитание добросовестного отношения к труду, понимания его роли в жизни человека.

4. Развитие самостоятельности учащихся.

Трудовое обучение

Изобразительное искусство и худ. труд

Развивающее занятие по интересам в ГПД в 1 классе "Ручной труд"

Субботники по благоустройству территории школы

Конкурсы поделок и творческих работ

Физическая культура

1. Укрепление и сохранение здоровья учащихся.

2. Воспитание нравственных и волевых качеств, культуры поведения.

3. Приобретение учащимися знаний по физической культуре, ЗОЖ.

4. Формирование устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой.

5. Воспитание потребности в личном физическом совершенствовании.

Физическая культура

Ритмика

Урок здоровья

Организация оптимального двигательного режима в течении дня

Утренняя зарядка

Веселые старты

Кросс

Конкурс "Самый здоровый класс"

Оформление уголка здоровья

День здоровья

Массовые мероприятия с привлечением родителей

Искусство

1. Получение учащимися представление о многосложных связях человека и общества миром искусства.

2. развитие творческого потенциала учащихся.

3. Овладение учащимися образным языком искусства.

4. Формирование эстетического отношения к окружающей действительности.

Музыка изобразительное искусство, ИЗО и худ. труд

Хоровая студия

Студия художественной росписи

Праздничные концерты, выставки рисунков и творческих работ

Выставки "О художниках и картинах", "О музыке и музыкантах"

Персональные и семейные творческие выставки

Общественные дисциплины

1. Воспитание уважения к закону, развития гражданской ответственности приобщение к культуре русского народа.

Краеведение

Объединение "Родничок"

Дни открытых дверей школьного музейного уголка

Неделя малой родины

Конкурс исследовательских работ "Что я знаю о своем селе?"

Конкурс "Класс года"

Встреча с представителями РОВД, КПДН

Урок "Я – гражданин России"

Дополнительное образование имеет непрерывный режим функционирования в образовательном пространстве школы.

Взаимосвязь структурных компонентов учебного плана на основе элементов решения единых образовательных задач.

Основное направление интеграции – осуществление процесса формирование предметных и общих учебных знаний, умений и навыков, представлений об окружающем мире через развитие и воспитание учащихся и формирования ключевых компетентностей:

  • в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

  • в сфере гражданско-общественной деятельности;

  • в бытовой сфере;

  • в сфере культурно-досуговой деятельности.

. Коррекционно-развивающий компонент учебного плана позволяет создать условия для оказания комплексной помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии.

Виды и основные формы занятий коррекционно-развивающего компонента учебного плана:

Вид занятия

Форма

Основные задачи

Занятия с психологом

Индивидуальные, групповые, микрогрупповые

Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии

Занятия с логопедом

Индивидуальные (осложненные варианты речевых дефектов), групповые (нарушение речи ОНР, ФФН)

Коррекция дефектного звукопроизношения

Развитие фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза слов, фонематических представлений, развитие слогового анализа и синтеза, сукцессивных способностей, речеслуховой памяти, расширение словарного запаса, формирование связной речи

Ритмика

Групповое

Организация музыкально-ритмической деятельности, развитие слухового восприятия, чувства ритма, слуха, памяти

Ручной труд

Групповое

Развитие мелкой моторики, ориентирования, координации движений, развитие речи, внимания, памяти, фантазии, творческого воображения

Уроки здоровья

Групповое

Формирование мотивационной сферы гигиенического поведения, обеспечение физического и психического саморазвития

Система дополнительного образования школы не ставит цель подготовки детей к предпрофильному обучению, но создает условия для самопознания и самоопределения своих возможностей, способностей и интересов ребенком. Данной цели служат и различные диагностические методики, в том числе адаптированная для младшего школьного возраста "Карта интересов".

Изучение интересов, способностей учащихся может осуществляться различными способами – от простого наблюдения за их успехами в освоении учебных дисциплин до использования различных анкет, опросников. Существуют методики, позволяющие предварительно проанализировать интересы, близкие к тому или иному виду деятельности (А.Е. Голомшток, 1968; Е.А. Климов и соавт., 1969; О.П. Мешковская и соавт., 1984).

У нас возникла необходимость адаптировать методику "Карта интересов" для возраста 9 – 12 лет.

Методика определения интересов.

Рекомендуется применять методику для испытуемых в возрасте 9 – 12 лет. Метод достаточно прост в применении. Для проведения исследования необходимо иметь отпечатанный перечень вопросов и специальный бланк – лист ответов к карте интересов. Этот бланк учащиеся могут выполнить в своих тетрадях по единому образцу. Исследование можно проводить как индивидуально, так и с группой. Проведению исследования предшествует ознакомление с инструкцией, которую зачитывают либо экспериментатор, либо сами учащиеся.

Достоверные результаты получаются и в том случае, когда экспериментатор зачитывает вопросы группе испытуемых, хотя в этом случае искусственно ограничивается время ответа.

Для проведения исследования потребуется карта интересов – вопросник из 65 вопросов, отражающих направленность интересов в 13 сферах деятельности.

1. Общение.

2. Математика.

3. Изобразительное искусство.

4. Литература.

5. Общественная деятельность.

6. Риторика.

7. Музыка.

8. Трудовое обучение.

9. Сценическое искусство.

10. Русский язык.

11. Природоведение и экология.

12. История.

13. Физкультура и спорт.

Методика дает возможность интерпретировать широту интереса, устойчивость. Об устойчивости интереса свидетельствует ярко выраженный интерес в определенных областях деятельности. Выбор разнообразных видов деятельности свидетельствует о неустойчивости интереса.

Инструкция испытуемому: "Предлагаем тебе ответить на вопросы о том, что тебе нравится и что тебе интересно. Хорошо подумай перед тем, как ответить на каждый вопрос. Отвечай на каждый вопрос, не пропуская ни одного. Если ты согласен, то рядом с номером вопроса в бланке ответов напиши "да", если не согласен, то рядом с номером вопроса напиши "нет". Если у тебя возникают вопросы, спрашивай сразу же. Время для выполнения не ограничено.

Примечание: Если тебе нравится еще что-нибудь, о чем мы не спрашивали, то напиши об этом сам на полях листа ответов".

Карта интересов.

1. Нравится ли тебе проводить свободное время с друзьями?

2. Тебе нравятся уроки по математике?

3. Нравится ли тебе рисовать?

4. Ты любишь читать книги?

5. Нравится ли тебе помогать в организации внеклассных мероприятий?

6. Нравится ли тебе учиться говорить и писать грамотно?

7. Тебе нравится наблюдать за игрой на музыкальном инструменте?

8. Тебе нравятся уроки трудового обучения?

9. Тебе нравится декламировать, петь в хоре, выступать на сцене перед зрителями?

10. Нравятся ли тебе уроки по русскому языку?

11. Тебе нравится читать книги о природе?

12. Тебе нравятся уроки истории?

13. Нравится ли тебе посещать спортивные соревнования, слушать и смотреть спортивные радио- и телепередачи?

14. Хочешь ли ты играть в игры, где участвует много детей?

15. Ты хотел бы участвовать в олимпиадах по математике?

16. Хотел ли бы ты заниматься в художественном кружке?

17. Хочешь ли ты быть автором литературного произведения, книги?

18. Хочешь ли ты быть старостой класса?

19. Хочешь ли ты писать рассказы и стихи, сочинять сказки?

20. Хочется ли тебе иногда послушать симфоническую музыку?

21. Ты хочешь знакомиться с изготовлением промышленных товаров?

22. Хочешь ли ты посещать концерты и театры?

23. Ты с желанием пишешь диктанты и изложения?

24. Хочешь ли ты ухаживать за домашними животными?

25. Хочешь ли ты изучать обычаи и взгляды людей, живших много веков назад.

26. Ты хочешь стать учителем физкультуры когда вырастешь?

27. Хочешь ли ты знакомиться с новыми людьми?

28. Ты хочешь решать сложные математические задачи?

29. Хочешь ли ты когда вырастешь быть художником?

30. Хочешь ли ты рассказывать о прочитанных книгах?

31. Ты хочешь участвовать в мероприятиях, проводимых в школе?

32. Хочешь ли ты слушать красивую грамотную речь?

33. Ты хотел бы участвовать в конкурсе музыкальных исполнителей?

34. Хочешь ли ты знакомиться с различными инструментами?

35. Ты хочешь участвовать в театральных смотрах-конкурсах?

36. Хочешь ли ты участвовать в олимпиадах по русскому языку?

37. Ты хочешь узнавать новое о природе своего края?

38. Хочешь ли ты изучать историческое прошлое других стран?

39. Ты хочешь принимать личное участие в спортивных соревнованиях?

40. У тебя много друзей?

41. Стараешься ли ты находить разные способы решения математических задач?

42. Знакомишься ли ты с жизнью и творчеством выдающихся художников?

43. Перечитываешь ли ты книги по несколько раз?

44. Ты стараешься устанавливать дисциплину среди сверстников или младших?

45. Ты высказываешь свое мнение по поводу прочитанного и услышанного?

46. Ты учишься в музыкальной школе?

47. Ты делаешь различные поделки из пластилина, глины, цветной бумаги и другого материала?

48. Ты занимаешься в театральном кружке?

49. Стараешься ли ты красиво писать, выводя каждую букву?

50. Ты подкармливаешь зимой птиц?

51. Ты читаешь книги об исторических событиях?

52. Ты посещаешь спортивные секции?

53. Ты участвуешь в коллективных играх?

54. Ты решаешь математические головоломки?

55. Ты участвуешь в конкурсах рисунков?

56. Обсуждаешь ли ты поступки литературных героев?

57. Принимаешь ли ты активное участие в деятельности детской организации?

58. Доказываешь ли ты свою правоту , отстаиваешь свою точку зрения?

59. Играешь ли ты на музыкальном инструменте?

60. Даришь ли ты подарки, сделанные своими руками?

61. Участвуешь ли ты в смотре художественной самодеятельности?

62. Ты изучаешь происхождение слов и отдельных словосочетаний?

63. Наблюдаешь ли ты за растениями, птицами, животными?

64. Ты смотришь фильмы об истории нашей страны?

65. Ты играешь в спортивные игры?

Обработка результатов:

Обработка результатов сводится к подсчету количества баллов.

Положительный ответ на вопросы с 1 - 13 оценивается в один балл, с 14 - 40 оценивается в два балла, с 41 - 65 оценивается в 3 балла. Ответы "нет" на все вопросы оцениваются в 0 баллов.

Сумма баллов за ответы на вопросы 1,14,27,40,53 свидетельствует об интересе к общению.

Сумма баллов за ответы на вопросы 2, 15, 28, 41, 54 свидетельствует об интересе к математике.

Сумма баллов за ответы на вопросы 3, 16, 29, 42, 55 свидетельствует об интересе к изобразительному искусству.

Сумма баллов за ответы на вопросы 4, 17, 30, 43, 56 свидетельствует об интересе к литературе.

Сумма баллов за ответы на вопросы 5, 18, 31, 44, 57 свидетельствует об интересе к общественной деятельности.

Сумма баллов за ответы на вопросы 6, 19, 32, 45,58 свидетельствует об интересе к риторике.

Сумма баллов за ответы на вопросы 7, 20, 33, 46, 59 свидетельствует об интересе к музыке.

Сумма баллов за ответы на вопросы 8, 21, 34, 47, 60 свидетельствует об интересе к трудовому обучению.

Сумма баллов за ответы на вопросы 9, 22, 35, 48, 61 свидетельствует об интересе к сценическому искусству.

Сумма баллов за ответы на вопросы 10, 23, 36, 49, 62 свидетельствует об интересе к русскому языку.

Сумма баллов за ответы на вопросы 11, 24, 37, 50, 63 свидетельствует об интересе к природоведению и экологии.

Сумма баллов за ответы на вопросы 12, 25, 38, 51, 64 свидетельствует об интересе к истории.

Сумма баллов за ответы на вопросы 13, 26, 39, 52, 65 свидетельствует об интересе к физкультуре и спорту.

Таким образом, получается 13 чисел со знаком плюс или минус, которые соответствуют 13 видам деятельности.

Анализируя полученные данные, необходимо выделить те сферы, которые получили наибольшее количество баллов. Если среди них окажется несколько сфер с одинаковым количеством баллов, то следует считать, что более выраженным интересам соответствуют те из них, которые содержат наибольшее количество положительных ответов. Данные, полученные с помощью этой методики, позволяют выявить не только круг интересов учащегося, но и степень их выраженности.

Интерпретация:

0 баллов – интерес к данной области деятельности отрицается;

1 - 3 балла – интерес выражен слабо, ребенок ограничивается восприятием интересующего объекта, но не проявляет активности, чтобы глубоко познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей деятельности.

4 - 5 баллов – выраженный интерес, ребенок не ограничивается восприятием интересующего объекта, он стремится к овладению деятельности.

6 - 11 баллов – ярко выраженный интерес, ребенок не ограничивается созерцанием, а действует и активно участвует в видах деятельности, связанных с областью интересов.

С.Ю.Прохорова – кандидат педагогических наук, доцент кафедры начального образования Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования.О.А.Еремеева – заместитель директора по учебно-методической работе МОУ Новомалыклинской начальной общеобразовательной школы села Новая Малыкла Ульяновской области.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль