Проект модели предшкольного образования "Лучик"

2709

Пояснительная записка

Предшкольное образование есть старшая ступень дошкольного образования, обычно длящаяся два года и призванная смягчить переход ребенка из детсада (а также какого-либо другого дошкольного учреждения или из семьи) в школу. Но это вовсе не должно превратиться во все то же натаскивание ребятишек на материал первого класса.

В основу данной программы "Лучик" дошкольного образования входит создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности, активизирующей творческий потенциал.

Содержание программы предоставляет возможность создать в школе условия для разностороннего развития детей дошкольного возраста с учетом их индивидуальных способностей, темпа развития и обучения. Данная программа рассчитана на 2 года. Сроки реализации: 2009г. – 2010г. В группах раннего развития построена оптимальная предметно-пространственная среда, обеспечивающая развитие, воспитание и обучение детей дошкольного возраста с учетом принципов "Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное)".

Нормативные документы для организации ГКП

1. Приказ Минобразования России от 11. 12.02г. №4553 "Об итогах всероссийского эксперимента по организации новых форм дошкольного образования на основе кратковременного пребывания в школе"

2. Письмо Минобразования России от 10.04.00г. №106/23 – 16 "О программе развития новых форм Российского дошкольного образования в современных социально-экономических условиях"

3. Распоряжение правительства Республики Бурятия об осуществлении мероприятий по созданию ДОУ путем изменения типа существующего муниципального учреждения

Анализ ситуации

Недостаточная значимость дошкольного образования как ступени непрерывного образования, его необязательность для воспитанников и родителей.

Низкий охват детей дошкольного возраста разными формами дошкольного образования.

Отсутствие единых требований к выпускникам дошкольных учреждений и детям, поступающим в школу.

Российская Федерация

Сеть ДОУ с 1995г. по 2005 г. по России сократилась на 26%, в некоторых субъектах – до 35%.
В 2005г. уровень охвата детей ДОУ – 59% (в 1995 г. – 64%).
В мире охват детей ДОУ – 77%.
В России 55% детей 5-летнего возраста посещают ДОУ.

Республика Бурятия

Сеть ДОУ с 1995г. по 2005 г. сократилась на 22 %.
В 2005г.– 46% (в 1995 г. – 41 %, в 1992 г. – 65%).
В РБ 50% детей 5-летнего возраста посещают ДОУ.

Прибайкальский район

Всего – 1820 детей дошкольного возраста
Посещают ДОУ – 1007 детей, что составляет – 54,8%

Данные НИИ гигиены и охраны здоровья детей РФ:

- по сравнению с 1980-ми годами процент детей 6-летнего возраста, не готовых к систематическому обучению, увеличился в среднем в 4 - 5 раз;

- 18.5 % шестилеток являются "зрелыми", готовыми к обучению;
- 49,3 % — "среднезрелыми";
- 32,2 % - незрелыми в плане готовности к обучению.

Основной целью программы является выравнивание стартовых возможностей у детей, поступающих в школу.

В процессе работы со старшими дошкольниками решаются следующие задачи:
- сохранение и укрепление здоровья ребенка, его физическое развитие;
- выявление и развитие у детей творческих способностей;
- пробуждение у ребенка любознательности, исследовательских интересов и формирование на этой основе умения учиться;
- развитие у будущих школьников инициативы, самостоятельности;
- развитие у детей коммуникативных способностей и социальных навыков;
- психологическая подготовка ребенка к последующему школьному обучению;
- профилактика безнадзорности, правонарушений;
- социализация девиантных детей;
- адаптация к запросам населения;
- обеспечение санитарно-гигиенических норм;
- создание равных финансовых возможностей для любого ДОУ;
- выстраивание партнерских отношений с ЦЗН и системой ДОУ Прибайкальского района.

Организация педагогического процесса

Возраст детей 5 – 6,5 лет.
Работа с детьми будет организована в группе кратковременного пребывания при школе.
Форма организации педагогического процесса:
Занятия – 25мин.
Работа вне занятий – 20мин.
Индивидуальная работа.
Количество занятий в неделю – 14

Недельное планирование

Раздел работы

Кол-во занятий в неделю

Познание окружающего мира

1

Приобщение к социальному миру

1

Художественно-творческая деятельность:

v Рисование

v Рисование, линейная графика

v Аппликация

v Лепка

v Конструирование

1

1

1

1

1

Приобщение к культуре речи и подготовка к освоению грамоты, коррекция речевых недостатков

2

Формирование элементарных математических представлений

1

Приобщение к физической культуре

1

Психомоторные умения и способности

1

Музыка и ритмика

2

ВСЕГО

14

Режим дня ГКП

Вид деятельности

Время

Прием детей, психологический настрой. Коммуникативный тренинг. Утренняя гимнастика.

9.00 – 9.30

Групповое общение (игры приветствия, "минутки общения")

9.30 – 9.45

Занятие 1

9.45 – 10.15

Перемена. Завтрак

10.15 – 10. 45

Занятие 2

10.45 – 11.15

Перемена

11.15 – 11.25

Занятие 3

11.25 – 11.55

Самостоятельная деятельность детей: общение, игры

11.55 – 12.30

Обед

12.30 – 13.00

Примечание. Время занятий может быть увеличено или сокращено на 5 минут. Длительность перемен можно увеличить на 5 минут.

Сетка занятости детей на неделю

Тема недели

Лексическая тема

Литературное произведение

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Познание окружающего мира

Формирование элементарных математических представлений

Художественно-творческая деятельность. Конструирование

Художественно-творческая деятельность. Аппликация.

Приобщение к физической культуре.

Музыка

Приобщение к физической культуре.

-----

Приобщение к физической культуре

Музыка

Художественно-творческая деятельность. Рисование

Художественно-творческая деятельность. Лепка

Психомоторные умения и навыки.

Художественно-творческая деятельность. Рисование

Приобщение к социальному миру.

Примечание. Предлагаемая сетка занятий является гибкой.

Программа ориентируется на поступательное развитие и представлена следующими курсами, направленными на развитие личностных качеств:

1. Курс "Развитие речи" направлен на:

- обогащение словаря ребенка
- развитие интереса и внимания к слову, к его эмоциональной окраске
- стимулирование к общению
- точное и ясное выражение своих мыслей
- приобщение к культуре чтения художественной литературы
- составление рассказов по иллюстрациям или серии картинок
- составление предложений на заданную тему
- пересказывание сказок с опорой на иллюстрации

2. Курс "Математические ступеньки" направлен на:

- выделение и различие признаков предметов
- сравнение и упорядочивание предметов по величине, числу, форме
- умение вести счет до 10 и обратно
- пользоваться арифметическими знаками, действиями
- составление и решение задач в одно действие на увеличение и уменьшение числа
- ориентирование в пространстве и времени

3. Курс "Логопедия + умелые ручки" направлен на:

- совершенствование речевого развития
- умение отчетливо и ясно произносить слова
- выделять из слов звуки, определять место звука
- выявление основных отклонений или нарушения речи ребенка
- устранение тех или иных речевых нарушений
- развитие мелкой моторики, подготовка руки к письму

4. Курс "Я – Человек" направлен на:

- изучение динамики развития ребенка
- выявление особенности поведения
- умение осознанно воспринимать события, явления, факты социальной действительности, быть внимательным к своему физическому и психическому здоровью
- психологическую подготовку ребенка к последующему школьному обучению
- исследование уровня функциональной готовности ребенка к школе

5. Курс "Здоровье и физическая культура" направлен на:

- сохранение и укрепление здоровья ребенка
- введение ребенка в мир подвижных игр
- ориентирование на физическое развитие ребенка
- овладение детьми различных упражнений, связанных с движением: бег, лазание, прыжки, повороты, равновесие
- формирование знаний и практических умений, которые позволяют ребенку узнать себя, оценить свои возможности, индивидуальные способности

6. Курс "Музыка" направлен на:

- развитие эмоционально-чувственной сферы, для создания комфортных условий в процессе обучения
- способствование художественно-эстетического развития ребенка
- приобретение опыта эмоционально-ценностного отношения к музыке, знакомство с ее жанрами и формами, интонационной основой
- приобщение к музыкальной культуре

7. Курс "Конструирование и ИЗО" направлен на:

- развитие художественного вкуса
- знакомство с разными техниками
- умение создавать различные конструкции
- развитие художественно-образного мышления, способностей и художественному творчеству
- освоение возможностей различных материалов
- знакомство с разными видами изобразительных искусств

Кадровое обеспечение

Виды деятельности

Обеспеченность пед. кадрами

Курс "Развитие речи"

Учителя русского языка

Курс "Математические ступеньки"

Учителя математики

Курс "Логопедия + умелые ручки"

Логопед, учителя нач. классов

Курс "Я - человек"

Психолог, соц. педагог, учителя географии, окружающего мира

Курс "Здоровье и физическая культура"

Учитель физ. воспитания

Курс "Музыка"

Учитель музыки

Курс "Художественно-творческая деятельность"

Учитель ИЗО

Педагогические технологии дошкольного образования

Специалист

Рекомендуемые пед. технологии

Логопед

Формирование фонематического восприятия и готовности к звуковому анализу. Овладение нормами произношения.

Психолог

Развитие у детей социальной уверенности, эмоционально-волевой, коммуникативной, познавательной деятельности.

Музыкальный руководитель

Музыкальное развитие детей.

Руководитель ИЗО

Рисование – линейная графика. Развитие сенсомоторики. Ажурное вырезание. Лепка и художественная роспись. Конструирование и аппликация

Руководитель физической культурой

Сенсомоторное развитие. Оздоровительно-коррекционная работа. Телесная форма, пластика. Здоровьеформирующее развитие детей: утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные паузы

Этапы реализации программы

Основные направления

Мероприятия

Вр.провед.

1. Организационная работа

1. Создание банка по неорганизованным детям. Анкетирование родителей. Комплектование групп и составление списков дошкольников. Привлечение детей в организацию предшколы через средства массовой информации

2. Определение источников финансирования

3. Разработка положения о ГКП. Оформление информационного стенда

4. Материально-техническое оснащение, дидактическое сопровождение пед. процесса

5. Утверждение работы ГКП

6. Обеспечение кадрами. Привлечение специалистов для проведения диагностики детей, проверки зрения, осанки.

7. Издание локальных актов

8. Защита образовательных и воспитательных программ

9. Оборудование кабинетов:

учебный

игровой

10. Приобретение необходимых материалов и комплектующих.

11. Организация занятий

Июнь 2009г.

Август 2009г

Август 2009

2. Работа с документацией

1. Изучение нормативно-правовой базы по созданию ГКП

2. Разработка плана работы структурного подразделения.

3. Разработка должностных инструкций для воспитателей, физических работников, музыкальных работников, логопеда, психолога

4. Составление и утверждение в РУО образовательной программы согласно Концепции содержания непрерывного образования дошкольного и начального звена

Сентябрь 2009

Октябрь 2009

3. Работа с кадрами

1. Составление и утверждение штатного расписания

2. Составление и утверждение календарно-тематического планирования

3. Составление режима работы ГКП

4. Организовать повышение квалификации сотрудников предшколы

4. Контроль за исполнением нормативных документов и ведение школьной документации

5. Проведение заседаний по решению организационно-педагогических и методических вопросов и аспектов: обеспечение, сопровождение, консультации

Декабрь

2009г.

декабрь 2009г.

В теч.года

4. Работа с родителями

1. Проведение вводного родительского собрания

2. Прием заявлений и комплектование группы ГКП

3. Работа родительского клуба 1 раз в месяц

4. Собеседование с родителями и привлечение их в работу предшколы.

Декабрь

2009г.

5. ВШК

1. Соблюдение санитарно-гигиенических требований при проведении занятий

2. Контроль за работой ГКП

3. Определение готовности ребенка к школе:

- психологическая готовность

- речевое развитие

- предметная готовность

- выявление нарушений в развитии

- функциональная готовность

4. Аналитическая деятельность: изучение и анализ состояния и результатов методической работы инициативной группы.

Январь 2010 г.

6. Основной этап

реализации программы

Реализации программы

Январь-

Июнь 2010г.

7.Заключительный этап

Мониторинг .

Подведение итогов.

Сентябрь 2010 г.

Ожидаемые результаты

1. Выравнивание стартовых возможностей у детей, поступающих в 1 класс

2. Укрепление здоровья

3. Развитие творческих способностей

4. Развитие любознательности детей в ДОУ, познавательного интереса.

5. Развитие инициативы, самостоятельности, коммуникативных способностей и социальных навыков

6. Увеличение процента охвата детей дошкольным образованием.

Бизнес – план

1. Учебный план – 14 часов в неделю
2. 1 ставка воспитателя ГКП
3. Оборудование:

· Учебная и игровая мебель – 15 посадочных мест в классе;
· Музыкальные инструменты:

- бубны – 15шт.
- деревянные ложки – 30шт.
- трещотки – 5шт.
- миелофон – 15шт.

· Логопедическое оборудование;
· Спортивное оборудование:

- специальный спортивный уголок для дошкольников;
- скакалки;
- обручи;
- мячи.

4. Специальная библиотека дошкольника
5. Материалы для конструирования, лепки, ИЗО
6. Компьютер, телевизор, DVD, музыкальный центр
7. Питание: на 1 ребенка – 40руб.

Источники финансирования

1. Управление образования Прибайкальского района
2. Сельское поселение "Турунтаево"
3. Районный центр занятости населения
4. Родительская плата

Возможные риски

1. Финансирование проекта
2. Доставка детей в школу

Лошицер Т.И., зам.директора по УВР, МОУ «Турунтаевская средняя общеобразовательная школа №2» Республики Бурятия



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль