Составление бизнес-плана дошкольного учреждения

17604

Актуальность ведения бюджетным и автономным учреждениями приносящей доход деятельности

 В условиях модернизации сферы образования, направленной в т. ч. на повышение эффективности бюджетных расходов, усиливается заинтересованность образовательных учреждений в получении дополнительных финансовых средств. Новым импульсом к этому стало принятие Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее – Закон № 83-ФЗ), предусматривающего большую финансово-хозяйственную самостоятельность бюджетных учреждений. Подпунктом «д» п. 2 ст. 5 данного нормативного акта установлено, что собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по его обязательствам. Таким образом, ответственность по долгам возложена на сами бюджетные учреждения. Аналогичная норма, согласно п. 5 ст. 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», предусмотрена и в отношении автономных учреждений.

КУРС ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

Финансово-экономическая деятельность образовательной организации

  • продолжительность – 120 часов (срок обучения 3 месяца).
  • дата начала обучения в ближайшей группе – 1 января 2017 года.
  • форма обучения – заочная с применением дистанционных образовательных технологий.


Если у бюджетного (автономного) учреждения возникла просроченная кредиторская задолженность, то в зависимости от ее размера и срока работодатель (учредитель) может расторгнуть трудовой договор с его руководителем. Обязанности по разработке и утверждению соответствующего регламента возложены на высшие исполнительные органы субъектов РФ и местные администрации.

Таким образом, средства от приносящей доход деятельности для бюджетных и автономных учреждений могут стать своеобразным «стабилизационным фондом», страхующим риски недофинансирования, спонтанного повышения коммунальных тарифов, неэффективного менеджмента и прочих обстоятельств.

Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения.
Закон № 83-ФЗ. Подп. «д» п. 2 ст. 5

Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственность по обязательствам автономного учреждения.
Закон № 174-ФЗ. П. 5 ст. 2

Организация приносящей доход деятельности образовательного учреждения, в т. ч. оказания дополнительных платных образовательных услуг в ДОУ, предполагает использование эффективных бизнес-инструментов, в частности составление бизнес-плана.

Разумеется, структура и содержание такого плана, границы его использования учреждением имеют существенные особенности. Несмотря на почти 20-летнюю тенденцию административного «понуждения» образовательных учреждений к развитию финансово-экономической самостоятельности, в т. ч. к привлечению дополнительных (внебюджетных) средств, они по-прежнему связаны нормативными ограничениями. Так, например, в ряде регионов и муниципальных образований действуют ограничения в области ценообразования платных образовательных услуг. В результате учреждения не могут построить эффективные маркетинговые программы, основанные на соотношении спроса и предложения на соответствующем сегменте рынка.

Весьма иллюзорной представляется также возможность автономных учреждений размещать временно неиспользованные денежные средства на банковских депозитах – в части не только бюджетных субсидий, но и внебюджетных средств. Скорее всего, эти субсидии повсеместно будут оставаться на лицевых счетах в органах Федерального казначейства.

Необходимость составления бизнес-плана

Тем не менее в быстро меняющейся экономической ситуации невозможно добиться положительных результатов в ведении приносящей доход деятельности, если не планировать свои действия и не прогнозировать их последствия. Собственно, для этого образовательному учреждению и нужен бизнес-план. Грамотно составленный бизнес-план поможет администрации учреждения решить следующие задачи:

  • определить конкретные направления предпринимательской деятельности (оказание платных услуг, подготовка гувернеров и др.);
  • оценить конкурентоспособность товаров и услуг, предлагаемых учреждением;
  • установить соответствие квалификации работников поставленным целям, обосновать методы материального и социального стимулирования их труда;
  • составить перечень маркетинговых мероприятий по изучению рынка услуг, их рекламе, ценообразованию, каналам реализации;
  • предусмотреть возможные риски (проблемы);
  • выявить возможности сотрудничества, кооперации с другими образовательными, банковскими и иными учреждениями.

Бизнес-план играет важнейшую роль при разработке программы приносящей доход деятельности образовательного учреждения:

  • во-первых, он может быть использован для разработки концепции предоставления образовательных услуг (т. е. «производства» услуг с позиции маркетинга, финансов и конкурентоспособности);
  • во-вторых, с его помощью можно оценить фактические результаты деятельности учреждения за определенный период;
  • в-третьих, он поможет привлечь в учреждение как потребителей услуг, так и потенциальных инвесторов и благотворителей.

Ниже приводится примерная структура бизнес-плана образовательного учреждения по оказанию профильных услуг в рамках дополнительной платной образовательной деятельности. Следует заметить, что в зависимости от ситуации она может быть доработана или изменена (например, можно сократить или объединить разделы).

Приведенный бизнес-план составлен с учетом конкуренции между образовательными учреждениями, предоставляющими аналогичные услуги. Однако подобная конкуренция возможна лишь в крупных городах, где существует много учреждений одного типа. В небольших населенных пунктах влияние данного фактора практически отсутствует, и его вряд ли следует учитывать при составлении плана.

В отношении близко расположенных образовательных учреждений в крупных городах тоже можно предположить наличие факторов, препятствующих реальной конкуренции по однотипным услугам. Один из них – административное давление на родителей и детей, которые хотели бы, например, получать дополнительные образовательные услуги по изучению иностранных языков не в своем, а в другом (соседнем) учреждении.

Особенности составления бизнес-плана ДОУ

Прежде чем составлять бизнес-план, руководитель дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) должен провести маркетинговое исследование, включающее в себя анализ потребностей воспитанников, их родителей, населения микрорайона, а также предложений аналогичных услуг потенциальными конкурентами.

Интересы и предпочтения воспитанников и их родителей можно узнать на родительских собраниях, из бесед с членами родительских комитетов, попечительских, управляющих и наблюдательных советов. Пакет предложений может поступить также и от педагогов.

Из собранных заявок (социальных заказов) необходимо отобрать наиболее интересные и выполнимые, исходя из возможностей педагогического коллектива и менеджмента ДОУ (способности администрации находить и привлекать к работе нужных специалистов, в т. ч. со стороны, кооперировать свои действия с другими организациями, находить инвесторов, благотворителей и т. п.).

В разделе «Характеристика услуг» следует дать описание предлагаемых услуг, ответив на следующие вопросы:

1. Почему потребители предпочтут данные услуги?

2. Что может стать главным преимуществом предлагаемых услуг для потребителей?

3. В чем недостатки предлагаемых услуг?

Для систематизации ответов целесообразно составить таблицу, включив в нее показатели для последующего анализа и разработки мер по преодолению выявленных недостатков.

Подавляющее большинство образовательных учреждений предлагают платные дополнительные образовательные услуги, которые уже оказывают другие учреждения. При этом каждый руководитель исходит из того, что услуги его учреждения имеют наилучшие характеристики. Потребители могут придерживаться иного мнения, которое не изменит никакая реклама. Поэтому целесообразно заранее найти свою нишу на рынке услуг. Процесс сегментации рынка предполагает поиск группы потребителей услуг с аналогичными характеристиками (например, безработные, желающие пройти переподготовку), предпочтениями (например, ориентированные на информационные технологии обучения) или принципами (например, следующие принципу «доступность важнее цены»).

После определения группы необходимо адаптировать услугу к ее потребностям, выделить образовательные области в ДОУ. Если услуга не новая, следует найти и подчеркнуть ее дополнительные преимущества. Например, предложить не просто углубленное изучение иностранного языка, а языковую подготовку к определенному виду деятельности.

Пример сравнительной оценки конкурентоспособности услуг образовательных учреждений (А и В, С, Д) представлен в табл. 1.

Примечание. Конкуренция на рынке платных дополнительных образовательных услуг в секторе дошкольного образования имеет ограниченный характер. Это обусловлено как демографической ситуацией (нехватка мест в ДОУ), так и особенностями организации образовательного процесса и содержания детей в учреждениях. Использование предлагаемых таблиц оценки конкурентоспособности услуг может иметь место лишь в том случае, если элементы конкуренции действительно есть.

Таблица 1

Сравнительная оценка конкурентоспособности услуг

Область сравнения

Оценка услуги ДОУ, балл

Оценка услуги конкурентов, балл

А

B

C

D

1

2

3

4

5

Местоположение

5

4

2

5

Материально-техническая база (наличие компьютерных классов, мультимедийных средств и др.)

4

5

4

3

Разнообразие предлагаемых образовательных услуг

5

4

5

5

Реклама

4

5

5

Имидж

5

5

Команда управления (менеджмент)

3

5

4

5

Профессионализм персонала

3

4

5

5

Финансово-экономические условия деятельности

5

5

Качество оказываемой услуги

5

4

5

4

Уникальность услуги

5

Многовариантность использования результатов

5

5

Степень инновационности

4

5

Цены

5

4

3

5

Структура скидок на услуги

3

5

4

Уровень оплаты труда, социальные льготы

4

5

4

5

Количество потенциальных потребителей

5

4

5

Платежеспособность потребителей

2

5

3

4

Гибкость перехода к новым услугам

5

3

Потенциальные инвесторы и благотворители

5

1

4

5

Итого:

60

58

71

65

Приведенный в таблице перечень показателей можно скорректировать в зависимости от конкретных условий деятельности ДОУ. По каждой позиции выставляется оценка от 0 до 5 баллов (можно использовать другую шкалу). Оценки фиксируются в каждом из столбцов таблицы, а затем суммируются. Расхождение сумм баллов более чем на 20% характеризует достаточно непростое положение ДОУ с точки зрения конкурентоспособности, а более чем на 40% – свидетельствует о необходимости ухода с данного сегмента рынка либо поиска иных форм приносящей доход деятельности.

Еще один из возможных способов оценки конкурентоспособности услуг представлен в табл. 2.

Таблица 2

Сильные и слабые стороны услуг

Вопросы для оценки услуг

Сильные стороны

Слабые стороны

1

2

3

Можете ли вы определить сегмент рынка труда, на который ориентированы ваши услуги?

 

 

Изучали ли вы запросы ваших потребителей?

 

 

Какие преимущества предоставляют ваши услуги потребителям?

 

 

Можете ли вы эффективно довести свои услуги до потребителей, на которых они ориентированы?

 

 

Могут ли ваши услуги успешно конкурировать с услугами других производителей по качеству, цене, стимулированию спроса, месту предоставления?

 

 

Есть ли у вас планы относительно новых видов услуг?

 

 

Можете ли вы заменить эти услуги альтернативными?

 

 

Насколько регулярно вы модифицируете услуги в соответствии с запросами потребителей?

 

 

Могут ли конкуренты копировать ваши услуги?

 

 

Отслеживаете ли вы жалобы потребителей ваших услуг?

 

 

Для того чтобы определить цену услуги, необходимо ответить на вопрос: какая цель должна быть достигнута на основе принятой в ДОУ политики ценообразования? Ответы могут быть следующие:

  • вхождение в рынок;
  • расширение рынка;
  • максимизация дохода и т. д.

В первом и втором случаях следует устанавливать низкие цены, в третьем – высокие.

Вырабатывая стратегию ценообразования, необходимо учитывать себестоимость услуг, цены конкурентов на аналогичные виды услуг, уникальность предложения и спрос на услуги.

На основе себестоимости обычно оценивается минимально возможная цена услуги. Из анализа цен конкурентов определяется средняя цена.

На услуги отличного качества, имеющие уникальные свойства, устанавливается высокая цена, на распространенные – низкая. Цены, определяемые спросом или конъюнктурой рынка услуг, могут колебаться в диапазоне от минимальных до максимальных.

Целенаправленная ценовая политика позволит ДОУ изменять цены в зависимости от ситуации на рынке услуг. Это важно, поскольку для бизнеса в сфере образования есть так называемый мертвый сезон – каникулярное время.

При разработке раздела «Организационный план» следует оценить реальный потенциал менеджмента ДОУ, в т. ч. профессиональную компетентность работника, который будет вести бухгалтерский и налоговый учет, осуществлять налоговое планирование, расчеты себестоимости услуг, т. е. решать все финансово-экономические вопросы.

Если в штате ДОУ есть такой работник (например, опытный бухгалтер), то необходимо определить организационную форму привлечения его к участию в реализации бизнес-плана. В качестве вариантов можно рассмотреть:

  • составление отдельного штатного расписания с оплатой из внебюджетных средств;
  • заключение гражданско-правового договора подряда.

При использовании первого варианта специалиста можно принять на работу по совместительству (0,5 ставки внебюджетного штатного расписания) либо оформить совмещение через дополнительное соглашение к основному трудовому договору (возможно, с полной оплатой, предусмотренной ставкой). Второй вариант позволит сэкономить на взносах в фонд социального страхования (ФСС). Однако в этом случае необходимо грамотно составить договор, чтобы при проверках он не был квалифицирован как трудовой со всеми вытекающими отсюда штрафными санкциями.

Если соответствующего работника в ДОУ нет, можно воспользоваться услугами внешнего специалиста (например, из Централизованной бухгалтерии). При этом варианты оформления трудовых отношений остаются теми же, что и в первом случае.

Аналогичные решения должны быть приняты и в отношении главных исполнителей бизнес-плана – тех, кто будет оказывать услуги. Однако нельзя исключить проблем при оплате труда этой категории участников приносящей доход деятельности, связанных с нормативным и административным регулированием условий оплаты, о чем уже упоминалось в начале статьи. Как известно, одним из показателей включенности ДОУ в процесс модернизации региональной системы образования является наличие новой системы оплаты труда (НСОТ). Кроме того, для бюджетных учреждений введена обязательность согласования цены на платные услуги с учредителем. Исходя из этих двух обстоятельств можно предположить, что в ряде случаев сумма вознаграждения исполнителей платных образовательных услуг будет определяться установленной в районе НСОТ, а не рыночными механизмами соотношения платежеспособности, спроса на услуги и их качества (в т. ч. профессионализмом привлеченных работников).

Раздел «Финансовый план» помогает выполнить анализ экономического состояния ДОУ и обосновать реальность достижения целей в будущем. Его также можно использовать для организации контроля, ведения бухгалтерской и налоговой отчетности.

По большому счету «Финансовый план» – ключевой раздел бизнес-плана. Он рассчитывается на основе прогнозов объема реализации образовательных услуг и включает несколько основных документов:

1. План-отчет о доходах и расходах. С его помощью можно проанализировать самоокупаемость предоставляемых услуг. Если спрос на платную образовательную услугу меньше расчетной величины, то «производство» услуг не будет самоокупаемым.

2. План-отчет о движении денежных средств. Данный документ позволяет оценить, сколько средств и в какой период нужно вложить в организацию платных дополнительных образовательных услуг. Одна из главных задач такого анализа – установить синхронность поступления и расходования денежных средств, что особенно важно, учитывая требования гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации (части второй) от 05.08.2000 № 117-ФЗ о налоговом учете.

Согласно ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» в редакции Закона № 83-ФЗ у бюджетных и автономных учреждений должен быть план финансово-хозяйственной деятельности, в который необходимо включать все финансовые поступления – как из бюджета, так и от деятельности, приносящей доход. Структура и требования к составлению упомянутого документа устанавливаются приказом Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения». В соответствии с этим нормативным актом Минобрнауки России приказом от 01.11.2010 № 1095 определило порядок составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в его ведении. Аналогичные документы должны быть в каждом регионе РФ.

Важная составляющая бизнес-плана – раздел «Резюме проекта», задача которого – в краткой форме представить основные идеи по ведению приносящей доход деятельности, заинтересовать и привлечь потенциальных партнеров и благотворителей. Объем этого раздела не должен превышать одной-двух страниц. Разрабатывать его лучше в конце составления бизнес-плана, когда уже есть полная ясность по остальным разделам.

В заключение необходимо добавить, что бизнес-план должен быть написан простым, лаконичным стилем, содержать минимум специальных терминов, финансовых и статистических данных и соответствовать требованиям к оформлению подобных документов. Его содержание должно отражать не только специфику сферы образования, но и конкретные цели и задачи данного ДОУ.

Нормативные документы

  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (ред. от 18.07.2011)
  • Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (ред. от 18.07.2011)
  • Приказ Минобрнауки России от 01.11.2010 № 1095 «Об утверждении Порядка составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, находящихся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации»
  • Приказ Минфина России от 28.07.2010 № 81н «О требованиях к плану финансово­хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения»

 

М.Л. Левицкий,декан экономического факультета ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»,

Т.Н. Шевченко,зам. декана экономического факультета ГОУ ВПО «Московский городской педагогический университет»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль