Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста

30064

Содержание статьи:

  • Предметно-развивающая среда
  • Условия реализации
  • Зонирование помещения
  • Инновации
  • "Спектра"
  • «Пертра»
  • План методической работы (скачать)

С каждым годом количество ясельных групп в дошкольных учреждениях увеличивается, что соответствует возрастающей потребности общества. Возрождение такой системы работы осуществляется не только на базе традиционных методов, но и с использованием современных концепций. Основу одной из них составляет особое внимание к социальным условиям жизни детей раннего возраста, складывающимся из общения, обучающих игр, развивающего влияния окружающей и предметно-развивающей среды в группе раннего возраста. При этом в центре внимания находится современный интерьер групповых помещений, включающий в себя оборудование, мебель, игрушки как необходимую составляющую предметно-пространственной среды.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста в ДОУ

Значение окружающей и предметно-развивающей среды в группе раннего возраста сложно переоценить. Именно в этот период интенсивно развиваются центральная нервная система, познавательная активность, анализаторы, с помощью которых ребенок получает разнообразную информацию из окружающего мира. Поэтому важно создать вокруг него атмосферу ярких впечатлений.

Комфортной является среда, которая эстетически и функционально выдержана для пребывания в ней детей раннего возраста.

При ее создании следует учитывать следующие принципы:

  • научности – составляет основу всех разработок, посвященных проблеме раннего возраста, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конечного результата;
  • опоры на зону ближайшего развития – личность ребенка может формироваться только в тесном сотрудничестве со взрослым (Л.С. Выготский);
  • непрерывности и целостности – реализуется через систему групп кратковременного пребывания (когда ребенок переходит из одной группы в другую, обеспечивается его всестороннее развитие: физическое, эмоциональное, познавательное, речевое и т. д.);
  • совмещения игровой и познавательной деятельности детей;
  • постепенного усложнения обучающих заданий и условий игр.

Кроме того, особенностями предметно-развивающей среды в группе раннего возраста должны быть яркость и насыщенность помещения. Окружающий мир пробуждает в нас различные эмоции. Чтобы украсить пространство, человек использует цвет, который представляет собой мощное средство, способное менять настроение и поднимать жизненный тонус. Малыш, заходя в первый раз в дошкольное учреждение, групповую комнату, опирается на визуальный анализатор, т. е. вначале оценивает помещение, окружающие предметы, а потом уже обращает внимание на доброжелательность и приветливость воспитателей. Хотя это тоже немаловажный фактор в деле адаптации воспитанников раннего возраста.

Душевное благополучие малыша зависит от микроклимата социальной среды, в которой он растет. Таким образом, центральной задачей при создании предметно-развивающей среды в ДОУ, в группах раннего возраста становится обеспечение здоровья, т. е. полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни.

Условия реализации предметно-развивающей среды в группах раннего возраста

Для того чтобы предметно-развивающая среда в группах раннего возраста выполняла свое основное назначение – создавала условия для полноценного развития ведущих видов детской деятельности, она должна удовлетворять следующим требованиям:

  • соответствовать возможностям дошкольника на границе перехода к следующему этапу его развития, т. е. создать зону ближайшего психического развития;
  • содержать как известные малышу компоненты, так и проблемные, подлежащие исследованию, т. е. соответствовать уровню развития когнитивной сферы дошкольника;
  • быть неисчерпаемой, информативной для воспитанника, удовлетворяя его потребность в новизне, преобразовании и самоутверждении;
  • соответствовать корригирующей и компенсирующей направленности содержания воспитательного процесса;
  • быть системной, т. е. отвечать определенному возрасту и содержанию деятельности детей, а также отражать основы национальной культуры.

По мнению доктора медицинских наук Н.М. Щелованова, в групповой комнате должны быть задействованы все три пространственные зоны: пол, стены, потолок. В соответствии с этим педагоги ГОУ “Центр развития ребенка – детский сад № 1844” г. Москвы зонировали групповую для детей раннего возраста на основе теории дизайна. С одной стороны, это призвано обеспечить концентрацию внимания на выделяемых фрагментах, а с другой – направлено на обеспечение комфортного пребывания ребенка в ДОУ.

Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста: зонирование помещения

При помощи мебели помещение разделили на шесть зон.

В первой – игровой зоне для мальчиков – разместили крупный конструктор, большие машины, гараж, подъемный кран и т. д. Дети свободно могут подойти к полке, взять нужную игрушку, сесть на коврик и поиграть с ней.

Во второй – игровой зоне для девочек – обустроены парикмахерская, магазины и театр.

Третья – зона отдыха, или релаксации. Сидя в креслах или лежа на удобном диванчике, дети рассматривают книжки, вместе с воспитателем играют в пальчиковые игры.

Четвертая – зона продуктивной деятельности. В ней расставлены столы, за которыми воспитанники учатся разукрашивать, клеить, изучают цвет, форму и т. д.

В пятой зоне – природном уголке – представлен широкий выбор материала, с помощью которого дети знакомятся с животным и растительным миром, временами года, их признаками и т. д.

И последняя, шестая, зона призвана обеспечить взаимодействие с родителями. Актуальную информацию они могут получить благодаря витринам, на которых выставляются поделки детей. О жизнедеятельности воспитанников в ДОУ можно судить по фотоальбому, на снимках которого изображены дети во время самостоятельной игровой, организованной образовательной деятельности и различных мероприятий.

Созданная среда стимулирует развитие самостоятельности, инициативности детей. Для расширения их творческого потенциала, а также создания побудительного положительного эмоционального настроя педагогами ДОУ широко используются подвески, которые крепятся непосредственно к потолку. Они позволяют дополнить целостный образ какого-либо уголка. Так, например, подвеска над природным уголком, сделанная из картонных труб с добавлением природного материала, позволяет расширить и обогатить кругозор детей. Подвеска над зоной отдыха имеет округлые формы и оказывает благоприятное влияние на эмоциональное состояние: сидя на мягком диване или в кресле, воспитанники разглядывают плавно крутящийся шар, что способствует релаксации и снятию напряжения. Подвеска над театром вносит завершенность в театральную композицию, придает ей элементы волшебства и сказки.

Инновации в создании предметно-развивающей среды в группах раннего возраста

Помимо базовых компонентов предметно-развивающей среды в группах раннего возраста, есть и инновационные. Особое внимание стоит уделить зоне развивающих игр, основой которой являются игровые комплекты “Пертра” и “Спектра”.

Особенности зоны развивающих игр

Человек получает информацию через органы чувств, поэтому важно, чтобы к исследованию предметов, явлений и процессов было подключено как можно больше анализаторных систем (зрительная, слуховая, обонятельная, тактильная, кинестетическая и т. д.), а также двигательные компоненты – ощупывание предметов и движение глаз при их исследовании, пропевание или проговаривание соответствующих звуков при восприятии речи и т. д. Результатом восприятия становится образ, включающий в себя комплекс взаимосвязанных ощущений.

Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста: “Спектра”

В дальнейшем этими образами оперируют внимание, память, мышление, эмоции человека. Мыслительная деятельность основывается именно на той информационной базе, которую ребенок получает через органы чувств. По мере развития тактильного восприятия, приучения его к исследовательской деятельности обогащается словарный запас, ребенок учится сопоставлять предметы, различать критерии, по которым сравнение возможно или, наоборот, невозможно. Незаменимым в решении этих задач стало игровое оборудование “Спектра”.

Для развития у детей умения классифицировать предметы по форме и цвету педагоги используют пособие “Палитра”. Карточка с заданием накладывается на деревянную основу. Ребенок берет в руки фишку, соответствующую заданию, ищет подходящий ответ и кладет ее в углубление рядом с этим ответом. При этом педагог проговаривает цвета и обращает внимание на два варианта форм фишек. При проверке карточку переворачивают, снова кладут на палитру и затем проверяют, совпадают ли цвет и форма фишек с раскраской по краям заданий. Таким способом у ребенка развивается умение классифицировать предметы по цвету, форме, закрепляются знания цветов.

Одной из важнейших задач, стоящих перед педагогом, является формирование у ребенка содружественных движений глаз и руки, что позволит ему быстрее овладеть в дальнейшем навыками чтения и письма. Помочь в этом может обучающе-развивающая игра “Магнитный лабиринт”. Перед ребенком кладут квадратное поле, на котором расположены лабиринт и шарики. Его задача с помощью намагниченной ручки провести шарики по лабиринту.

Основная развивающая задача игры “Сырный ломтик” – выработка координации движений. Ребенку дается доска-основа, на которой вырезаны фигуры различной формы. Его задача провести фишку, не уронив ее в отверстия.

Пособие “Зоопарк из терамбуко” способствует развитию речи, звукоподражания и координации движений. Детям предлагается игровая ситуация: зверушки пошли гулять, играли, играли и потеряли своих мам. Задача детей помочь им найти маму. Они находят двух одинаковых зверушек, помещают в домик, ставят крышу. В процессе игры можно попросить ребенка изобразить, какие звуки издает то или иное животное.

Предметно-развивающая среда в группах раннего возраста: “Пертра”

Ощутимую пользу в работе оказывает игровой комплект “Пертра”, который используется в качестве базовой основы для формирования игровой предметно-развивающей среды. Набор состоит из пяти ящиков, так называемых кофров. В каждом из них расположен свой материал: большие и маленькие разноцветные геометрические фигуры, доска-основа с отверстиями и грибочки, которые в нее вставляются. А также кофр с бусинами разного цвета и формы, шнурок, на который они нанизываются, и др.

Предметно-развивающая среда в группе раннего возраста.Благодаря разнообразию деталей набор игровых средств “Пертра” всегда соответствует настроению и потребностям ребенка. Взаимодействие с множеством интересных, красочных, приятных на ощупь элементов набора вызывает у детей интерес и повышает их познавательную активность. Обогащение тактильных и кинестетических ощущений способствует развитию внимания, зрительной, тактильной, кинестетической памяти, речи, а также напрямую связано с совершенствованием мелкой моторики ребенка, развитием координации движений пальцев рук.

Игру с любым из наборов материалов следует начинать с исследования каждой детали. Воспитатели вместе с детьми ощупывают, обводят пальцем форму фигуры, трогают поверхность, рассматривают отверстие бусин, проверяют на совместимость детали.

Еще один важный этап работы – сравнение фигур по размеру, форме и цвету. Для развития мыслительных процессов важно предлагать задания на классификацию, начиная с простой (например, по цвету), постепенно усложняя условия отбора. Дети с удовольствием выполняют задания, например, отобрать с завязанными глазами детали определенной формы, определить на ощупь форму фигур и сравнить их по размеру способом наложения.

Важно, чтобы все вышеуказанные элементы предметно-развивающей среды находились в непосредственной доступности для детей, а также располагались компактно.

Для внедрения инновационного оборудования “Спектра” и “Пертра” в воспитательно-образовательный процесс и повышения профессиональной компетентности педагогов по их использованию в ДОУ в соответствии с планом ведется методическая работа. Раз в два месяца организуются педагогические семинары-консультации, где наглядно демонстрируется эффективность применения данного оборудования. На них педагоги получают практический опыт работы с игровыми комплектами, а выполняя тестовые задания и упражнения, развивают личную креативность. С целью распространения педагогического опыта воспитателей был издан мини-сборник игр-заданий. В него вошли все игры, которые используются в повседневной педагогической деятельности и могут быть полезными воспитателю для комплексного развития детей.

Развивающие игры “Пертра” и “Спектра”: результаты работы

За три года работы с пособием педагоги разработали и внедрили в воспитательно-образовательный процесс ДОУ систему игр-заданий, которые позволяют работать с детьми не только раннего возраста, но и среднего, старшего, а также могут использоваться при подготовке дошкольников к школе.

Для определения эффективности усвоения материала с помощью пособий “Спектра” и “Пертра” педагоги провели небольшое исследование, в котором анализировалось несколько основных для детей раннего возраста процессов: развитие моторики, внимания, памяти, речи, навыков классификации и эмоциональное состояние ребенка. Игры проводились с двумя группами детей раннего возраста: в одной из них использовались пособия “Спектра” и “Пертра”, в другой – стандартные игрушки (мячи, геометрические фигуры и т. д.), предметные и тематические картинки.

Надо предпочесть того педагога, который идет новыми путями. Каждое его слово, каждый поступок несет на себе печать незабываемой новизны.
Л.С. Выготский

Согласно результатам исследований, у воспитанников первой группы улучшились показатели развития тонких дифференцированных движений пальцев рук, т. к. они ежедневно упражнялись в нанизывании бусин разной формы и величины на жесткую (стержень) и мягкую (канат) основу. Улучшились показатели развития зрительного внимания, т. к. дети упражнялись в нахождении сходств и различий между предметами. Также повысился уровень развития навыков классификации фишек по цвету, форме, заданному образцу. Улучшилось состояние зрительной памяти: воспитанники легко выделяют недостающий в ряду предмет. Все игры-задания носили комплексный характер, т. е. в процессе игры педагоги работали над всеми процессами. Занятия с пособиями вызывают положительный эмоциональный отклик, побуждающий ребенка к инициативе в действиях и общении как со сверстниками, так и со взрослыми.

Таким образом, предметно-развивающая среда в группе детей раннего возраста должна быть комплексной, т. е. отвечать не только современным санитарным, но и эстетическим требованиям и носить развивающий характер. Наряду с этим она должна быть гармоничной, соответствующей возрастным психофизическим показателям развития детей, а следовательно, учитывать передовые принципы зарубежного и отечественного дизайнерского искусства. В этом случае использование особых стилевых решений, инновационных пособий помогает снизить уровень психоэмоциональной напряженности, улучшить микроклимат в группе, смягчить последствия стрессовых ситуаций, что способствует всестороннему и гармоничному развитию ребенка.

План методической работы по повышению профессиональной компетентности педагогов по работе с инновационными пособиями “Спектра” и “Пертра”

Приложение
Скачать в .docx

Срок
проведения

Мероприятие

Ответственный

Октябрь

Семинар-практикум “Инновации в предметно-развивающей среде
для детей раннего возраста”

Старший воспитатель

Декабрь

Обучающий семинар «Игровой комплект “Пертра” как часть предметно-развивающей среды группы для детей раннего возраста»

Старший воспитатель

Февраль

Семинар-практикум «Внедрение пособий “Спектра” в воспитательно-образовательный процесс в ДОУ»

Старший воспитатель

Апрель

Авторская мастерская «Возможности использования пособия
“Спектра” для развития речи детей»

Старший воспитатель

Июнь

Тематическое консультирование «Внедрение пособия “Спектра”
в досуговую деятельность детей во время каникул»

Старший воспитатель

Т.А. Витчинкина, старший воспитатель групп кратковременного пребывания ГОУ “Центр развития ребенка –  детский сад № 1844” г. Москвы

Т.А. Витчинкина – финалист Всероссийского конкурса “Методист-новатор – 2010”, организованного журналом “Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения”.

Читайте также о других проектах в ДОУ:

  • Оформление информационного уголка как мера профилактики детского дорожно-транспортного травматизма
  • Совместное мероприятие с родителями в детском саду
  • Проект музыкального руководителя в детском саду
  • Проектирование развивающей предметно-пространственной среды современного детского сада
  • Проект "Календарь интересных дат" в детском саду


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль