Правда о детском суициде

9051

С 2003 г. наша страна лидирует по числу самоубийств среди несовершен­нолетних. Намеренный уход из жизни - третья по частоте причина смер­ти подростков. Почему молодежь утратила веру в себя, почему суицид принял масштаб эпидемии в среде тех, кто даже еще не вступил во взрослую жизнь? Попробуем разобраться в этом вместе с Ольгой Евгеньевной Плахутой, педагогом-психологом ГБОУУМЦ по проблемам опеки, попечительства и социально-педагогической реабилитации детей и подростков "Детство" Департамента семейной и молодежной политики города Москвы. 

Ольга Евгеньевна, как бы Вы охарактеризовали такое страшное явление, и в чем, на Ваш взгляд, его причина? 

Как известно, социально-экономические потрясения в об­ществе стимулируют рост числа самоубийств. Поэтому не­? удивительно, что преобразования, происходящие в нашей стране, обострили ситуацию с суицидами. В частности, увеличилось их количество среди молодежи. До сих пор многие люди ошибочно полагают, что дан­ная проблема имеет исключительно медицинское содержа­ние и что ее можно решить лишь усилиями медиков. Важно отме­тить, что в условиях социально-экономического кризиса суицидальное поведение характерно не только для психически больных людей, но и для 90% практически здоровых. 

"СУИЦИД - ЭТО ФРАЗА В ДИАЛОГЕ В ДРУГИМ" 
А.Г.АМБРУМОВА

Один из пиков суицидальной активности приходится на период молодости: в этом возрасте уходит из жизни 1/3 самоубийц. Именно молодым свойственно остро реагировать на разрыв связей с друзьями, люби­мыми, на обострение отношений с роди­телями - вечную "борьбу" поколений.  

В последние годы все чаще стали говорить о детском суициде. Как это можно понять, объяснить? 

ПО ДАННЫМ ВОЗ, НА КАЖДЫЕ 100 ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК ПРИХОДИТСЯ БОЛЕЕ 60 ОФИЦИАЛЬНО ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫХ ЗАВЕРШЕННЫХ САМОУБИЙСТВ. СРЕДИ МУЖСКОГО НАСЕЛЕНИЯ ЭТОТ ПОКАЗАТЕЛЬ ДОСТИГ 72,5

Особенно повергают в шок суициды детей и подростков. Смерть ребенка - пожалуй, самое нелепое и трагическое событие, которое только можно себе представить. Но если со смертью вследствие  тяжелого заболевания волей-неволей приходится мириться и принимать ее, то суицид - всегда словно гром среди ясного неба. Разум окружающих людей просто отказывается воспринимать эту страшную реальность - са­моубийство ребенка или подростка. Дети до 11 лет реальных попыток уйти из жизни почти не дела­ют. Однако это совсем не означает, что их не посещают мрачные фантазии в минуты глубочайшего отчаяния. Печальная статистика случаев аутоагрессии возникает, когда дети достигают 11-18 лет Пик суицидной активности приходится на старший подростковый возраст - 14-16 лет.

ДЕТИ ДО 11 ЛЕТ РЕАЛЬНЫХ ПОПЫТОК УИТИ ИЗ ЖИЗНИ ПОЧТИ НЕ ДЕЛАЮТ. ПИК СУИЦИДНОЙ АКТИВНОСТИ ПРИХОДИТСЯ НА СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ - 14-16 ЛЕТ

Невозможно оставаться равнодуш­ным вчитываясь в материалы статистики и анализируя их жестокие цифры: тысячи детей ежегодно предпочитают жизни смерть, за последнее десятилетие рост самоубийств среди них соста­вил 100%. Из 15 попыток лишить себя жизни суицидом заканчиваются 1-2. 

ЛИШЬ В 10% СЛУЧАЕВ ИМЕЕТСЯ ИСТИННОЕ ЖЕЛАНИЕ ПОКОНЧИТЬ С СОБОЙ, В 90% СУИЦИДАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ - ЭТО КРИК О ПОМОЩИ

Более трети молодых людей (34%) не оставляют своих намере­ний, и с каждым повтором риск смертельного исхода увеличивается. Лишь в 10% случаев имеется истинное желание покончить с собой, а в 90% суицидальное поведение подростков - это крик о помощи. Не­случайно 80% таких попыток предпринимается в дневное время - "крик" этот адресован прежде всего близким людям!

Какие существуют психологические подходы к объяснению суицидального поведения? 

Они разнообразны. Наиболее точно и аргументированно суи­циды рассматриваются в концепции А.Г. Амбрумовой: суицидаль­ное поведение она квалифицирует как "следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого микросоциального конфликта". Это намеренное, осознанное ли­шение себя жизни, присущее только человеку Все суицидальные попытки подразделяются на истинные, когда целью является лишение себя жизни, и демонстративно-шантаж­ные, при которых имеется стремление не столько умереть, сколь­ко обратить на себя внимание окружающих. Но в силу обстоя­тельств подобная демонстрация подчас оканчивается реальным суицидом. 

Какие мотивы ведут подростка к суициду? 

Анализ результатов опроса подростков-суицидентов позволил установить: 40% из них хотели "дать человеку понять, в каком я от­чаянии"; 30% - "заставить раскаяться человека, который плохо со мной обращался"; 25% - своим поступком решили показать «как я люблю другого» и выяснить "действительно ли любит меня дру­гой"; 25% - надеялись «повлиять на другого, чтобы он изменил свое решение»; 18% - расценивали свою попытку как "призыв, что­бы пришла помощь от другого"

Независимо от конкретной причины, более половины суици­дов - это "обращение" к другому человеку, причем значимому! 

Подростком руководит не желание умереть, а стремление повли­ять на другого.  

Результаты исследований, проведенных в школах России, показывают, что причинами различных видов суицидального поведения, по мнению подростков, могут быть:  

  • проблемы в семье - 72,4% (!); 
  • несчастная любовь - 50,1%; 
  • употребление алкоголя, наркотиков - 47,8%;
  • безысходность положения - 32,1%; 
  • проблемы в школе - 28,9%; 
  • стремление дать окружающим понять, что человеку плохо, - 11,9%;  
  • стремление повлиять на другого человека, чтобы добиться от него желаемого - 8,8%;  
  • желание заставить человека раскаяться в плохом отношении к другому - 8%;  
  • от нечего делать - 3,2%; 
  • чтобы выделиться - 2,3%; 
  • плохое настроение - 1,3%. 

Расскажите подробнее об основных причинах суицида подростка? 

Примерно у половины молодых людей, совершивших попытки самоубийства, один из родителей либо умер, либо покинул семью. Хуже обстоят дела в тех случаях, когда один или оба родителя ве­дут антисоциальный образ жизни либо отец часто отсутствует или играет пассивную роль при властной и деспотичной матери. В та­ких семьях царит напряженная атмосфера, борьба "отцов и де­тей" обострена. Подросток не находит иных способов решения своих проблем и останавливается на суицидальном.

ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА СУИЦИДА У ПОДРОСТКОВ - ДЛИТЕЛЬНАЯ КОНФЛИКТНАЯ СИТУАЦИЯ В СЕМЬЕ

В то же время один из сильных факторов, удерживающих молодых в жизни, - именно отношения с родителями, но построенные на основе доверия, в которых ве­дется диалог, а мать и отец относятся к своему ребенку, как к партнеру. В таких случаях, как правило, формируются внутренние защитные механизмы, предохраняющие подростка от мыслей о самоубийстве. 

"Школьные" причины суицидального поведения обычно свя­заны с отношениями с преподавателями и администрацией учеб­ного заведения. К сожалению, нередко именно в школе формиру­ются такие важные социальные запросы подростка, как потребность в положительной оценке значимых для него взрос­лых (поскольку следствием негативной оценки педагога часто бывает отрицательная оценка родителей), в самоуважении (низ­кая успеваемость обычно ассоциируется с недостаточным уров­нем развития способностей и интеллекта), в общении (в юном возрасте мнение учителя в значительной степени определяет мнение коллектива, а низкие отметки не способствуют улучше­нию положения ученика в системе межличностных отношений в классе)

Отношения со сверстниками (особенно противоположного по­ла) - весьма значимый фактор суицидального поведения подрост­ков. Одним из объяснений важности этих отношений служит чрез­мерная зависимость от другого человека, возникающая обычно как компенсация плохих отношений со своими родителями из-за постоянных конфликтов или отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь эмоцио­нально необходимыми (по типу "я не могу жить без тебя"), что лю­бое охлаждение привязанности, а тем более измена, уход к друго­му воспринимаются либо как унижение чувства собственного достоинства, либо как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь. 

Как и чем детское понимание и восприятие смерти отличаются от отношения к ней взрослых людей? 

Одна из причин выбора суицидального способа решения про­блем, носящих возрастной характер, - неадекватное отношение к смерти, и корни его кроются еще в раннем детстве. Так, экспериментальное исследование понимания смерти детьми, проведен­ное французскими психологами, показало, что смерть для ребенка носит конкретное представление: в рисунках детей она предстает в образе колдуньи, старухи, злой и всемогущей феи. 

ОПРОСЫ ДЕТЕИ-СУИЦИДЕНТОВ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ЧАЩЕ ВСЕГО ОНИ ОТНОСЯТСЯ К СМЕРТИ, КАК К ДЛИТЕЛЬНОМУ ОТСУТСТВИЮ ИЛИ ДОЛГОЙ БОЛЕЗНИ

Опросы детей-суицидентов показывают, что чаще всего они относятся к смерти, как к длительному отсутствию или долгой болезни. В их со­знании смерть имеет обратимый характер - "когда-нибудь она закончится и я - обязательно вернусь". Наивная детская  вера в бессмертие, как это ни парадоксально, может послужить стимулом к посягательству на собственную жизнь: природа мудро вычеркива­ет из сознания мысли о смерти. Но это же бесстрашие перед смер­тью может обернуться смертельной опасностью. 

Особенность детского понимания смерти заключается и в двойственном восприятии смерти и бытия. У ребенка происходит как бы раздвоение личности: с одной стороны, он видит себя в гробу, горько оплакиваемого родственниками; с другой - предпо­лагает, что может быть свидетелем собственных похорон. Свою «временную» гибель, ограниченный во времени уход из жизни ре­бенок воспринимает как средство воздействия на значимых близ­ких (родителей, бабушку, сестру и др.): "Они поймут, как мне было плохо, как они жестоко со мной обращались, а потом я вернусь, и наступит замечательная жизнь". 

Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевоз­можных опасных игр, а общая некомпетентность ребенка и не­имение жизненного опыта приводят к драматическому уходу из жизни. Тем не менее иногда безобидные, с точки зрения взрос­лого, способы суицида свидетельствуют об искреннем желании покончить с собой. Например, подросток выпил флакон клея - это была истинная попытка, а не демонстративно-шантажное по­ведение. Особенно тяжелы последствия, когда подросток, соби­раясь совершить показательный суицид, выбирает по причине своей некомпетентности медикаментозные средства, похожие на витамины. 

А дети среднего подросткового возраста чем мотивируют свое нежелание жить? 

Средний подростковый возраст характеризуется наличием "философичной интоксикации": подросток постоянно рассуждает о смысле жизни и смерти, высказывает мысли, свидетельствующие о пассивном согласии уме­реть. 

"Кто-то умер.
Мне музыка слышится.
Под окном не меня ли несут?
Не моя ль голова колышется
По дороге на Страшный суд?"
(Автор - мальчик 14 лет) 

К концу подросткового периода у ребенка, как правило, формируется адекватное пред­ставление о смерти, и вопрос о необходимо­сти суицида решается так же, как и у взрослых людей.  

Родителям и учителям важно знать основные признаки суици­дального поведения детей. Каковы они? 

Суицидологи отмечают в поведении подростка ряд типичных изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных на­мерениях:

  • недостаток сна или повышенная сонливость; 
  • нарушение аппетита; 
  • признаки беспокойства, вспышки раздражительности; 
  • усиление чувства тревоги;
  • упадок сил; 
  • неряшливый внешний вид; 
  • жалобы на физическое недомогание; 
  • частая смена настроения;  
  • отдаление от семьи и друзей; 
  • излишний риск в поступках; 
  • выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственной смерти; дарение другим вещей, имеющих большую личную значимость; 
  • примирение с давними врагами. 

Достаточно симптоматично появле­ние открытых антивитальных заявлений подростков: "Ненавижу жизнь", "Не мо­гу больше этого вынести", "Я покончу с собой", "Просто жить не хочется", "Никому я не нужен", "Это выше моих сил" и т. д. 

Словарь психолога 

Антивитальные переживания - размышления, фантазии о бессмысленности, "ненужности" жизни без четких представле­ний о собственной смерти. 

Существует ли такое понятие, как "сезонность" суицидальных проявлений? 

Конечно. Больше всего самоубийств регистрируется весной, когда человеческие несчастья контрастируют с цветением окру­жающей природы. Тусклые краски зимы в некоторой мере гармо­нируют с душевной подавленностью, а между мрачными пережи­ваниями "Я" и яркими днями весны возникает сильный контраст. 

БОЛЬШЕ ВСЕГО САМОУБИЙСТВ РЕГИСТРИ­РУЕТСЯ ВЕСНОЙ, КОГДА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НЕСЧАСТЬЯ КОНТРАСТИРУЮТ С ЦВЕТЕНИ­ЕМ ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДЫ. СУИЦИДЫ В АПРЕЛЕ СЛУЧАЮТСЯ ЧАЩЕ ПРИМЕРНО НА 120%, ЧЕМ В СРЕДНЕМ В ГОДУ

Исторически неврозы, происходящие в это время, отождествля­лись с издревле существовавшими празднованиями сева, сопровождавши­мися забавами и весельем. Резкое несо­ответствие весеннего радующегося ми­ра и отчаянного состояния души может провоцировать самоубийства. Как пи­сал американский поэт Томас Элиот, "апрель - самый жестокий ме­сяц". Суициды в этот период случаются чаще примерно на 120%, чем в среднем в году.  

Как же предотвратить трагедию? 

Пересмотрите свои отношения с ребенком, больше ему дове­ряйте, воспринимайте его как самостоятельную личность с индивидуальным мировоззрением, мнением, ценностями и убеждениями, желаниями и требованиями. Отнеситесь серьезно к любому намеку на суицид в его словах, даже если он просто выкрикнет сгоря­ча: "Я не хочу с вами жить!", "Как вы все мне надоели!" и т. п. Будьте предельно осторожны в своих словах и действиях! 

ОТНЕСИТЕСЬ СЕРЬЕЗНО К ЛЮБОМУ НАМЕКУ НА СУИЦИД В ОЮВАХ РЕБЕНКА, ДАЖЕ ЕСЛИ ОН ПРОСТО ВЫКРИКНЕТ СГОРЯЧА: "Я НЕ ХОЧУ С ВАМИ ЖИТЬ!", "КАК ВЫ ВСЕ МНЕ НАДОЕЛИ!" 

Самое главное - покажите ребенку, что он вам небезразличен. Дайте ему почув­ствовать, что он любимый и желанный. Постарайтесь уверить его, что все душевные раны со временем заживут. Убедите в том, что безвыходных ситуаций не бывает. Помогите ему увидеть этот вы­ход. Ни один ребенок не решит уйти из жизни и воплотить свое на­мерение за считанные часы. Как правило, подобные замыслы зре­ют не один день и даже не неделю. И все это время ребенок отча­янно взывает к взрослым, различными способами давая понять им, что ему очень плохо. Чуткие родители  не оставят без внимания изменившееся поведение их чада. Помните, что в ошибках детей виноваты родители! 

ДЕТСКОГО СУИЦИДА, В ОТЛИЧИЕ ОТ ВЗРОСЛОГО, ПРАКТИЧЕСКИ ВСЕГДА МОЖНО ИЗБЕЖАТЬ. ГЛАВНОЕ - ВОВРЕМЯ ЗАМЕТИТЬ ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ! 

Подготовила О. Романова

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль