Воспитательно-профилактическамя работа с учащимися

8706

Мы сегодня находимся в сложной противоречивой ситуации когда с одной стороны декларируются демократические ценности и жёсткая реальность, характеризующаяся обнищанием, растет смертность и заболеваемость, СМИ пестрят криминальными сводками, американизация заполняет наш язык и образ жизни – и именно эти условиях побуждают искать нас новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности. С точки зрения современной отечественной теории воспитание – это не процесс воздействия, а процесс социального взаимодействия, сотрудничества, созидания педагога и ученика.Результатом такого взаимного сотрудничества является:

  • организация деятельности детей,
  • результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка.

Цель воспитательно-профилактической работы в школе заключается в использовании системы воспитательных воздействий, осуществляемых на основе коллективной трудовой, учебной, общественно-полезной деятельности учащихся, в процессе которой способны сформироваться новые установки позитивной социальной ориентации.

Как организована воспитательно-профилактическая работа с подростками?
  1. Изучение учащегося классными руководителями. Получение информации о состоянии здоровья учащихся. Изучение индивидуальности ученика, особенностей развития его сущностных сфер: интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, волевой, практически - действенной саморегуляции.
  2. Индивидуальная работа с учащимися предполагает реализацию комплекса педагогических действий, направленных на решения профилактических задач с учетом индивидуальных качеств учащихся. Беседы, методы воздействия на волевую сферу предполагают: развитие у учащихся инициативы, уверенности в своих силах; развитие настойчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели; формирование умения владеть собой, метод социальных проб: проблема нравственного выбора, проблема способа организации деятельности, проблема выбора социальной роли и др (Кл.рук., Совет профилактики, педагоги-организаторы, педагоги ДО).
  3. Функция психологической поддержки - оказание помощи учащимся в решении проблем личностного характера, в снятии нервного напряжения, состояния тревожности, различного рода "комплексов" при посредстве всех психокоррекционных и других методов воздействия. ( специалисты СПС)

Система воспитательно-профилактической работы с детьми в нашей школе включает:

  1. Комплексную группу специалистов, обеспечивающих социальную защиту детей (социальные педагоги, психологи, фельдшер и др.);
  2. Воспитывающую среду, позволяющую гармонизировать отношение детей и подростков со своим ближайшим окружением в семье, по месту жительства, учебы.

Так, социально-досуговое направление реализуется в школе посредством деятельности молодёжного объединения "МИР", детского объединения "СМиД", ученического самоуправления, волонтёрского движение «NEXT», программы по ПДД, посредством реализации 18 программ дополнительного образования.

Так, всего за 2010-2011 уч.год проведено 223 социально -досуговых мероприятия. К примеру, высшим органом Ученического самоуправления является конференция. Проводимые органом детского самоуправления тематические ученические конференции на темы "Я выбираю!", "Гражданственность и патриотизм как основа воспитания подрастающего поколения" помогают ребятам проявить себя, обосновать свою точку зрения, проявить гражданственность , социальную активность. Ребята учатся планировать и организовывать мероприятия для своих сверстников и младших учащихся, реализовать интересные социальные проекты.

С помощью ученического актива школы в 2010-2011 уч.году были проведены мероприятия различной направленности. Лучшими, на наш взгляд, были следующие мероприятия:

  1. ток-шоу "Здоровым быть здорово!" для 7-8 кл., 9-11кл.- направлено на профилактику в области ВИЧ, наркомании,СПИД, табакокурения.
  2. встреча с ветеранами, 9-11кл., 5-е классы – призвано формировать гражданско-патриотическую позицию подростков, направлено на уважение старшего поколения,помогают изучать историю страны.
  3. игровая программа для участников Всероссийского этапа окружной олимпиады школьников- взаимодействие со сверстниками, развитие коллективизма
  4. конкурсная развлекательная программа "Мама. Мамочка. Мамуля" - умение организовать интересно и познавательно свободное времяпрепровождение
  5. интеллектуальная игра "Умники и умницы" - развитие интеллектуальных, коммуникативных и креативных способностей.
  6. "Радуга талантов"- итоговое, рефлексивно-деятельностное мероприятия, подводятся итоги участия и побед педагогов и учащихся в различного уровня конкурсах: международных, окружных, всероссийских, городских.
  7. "Последний звонок" - традиция

Деятельность молодёжного объединения "МИР" позволила обучающимся принять участие в различного уровня мероприятиях. Ребята активно включены в работу в СПО-ФДО "Содружество детских объединений". Самоанализ уровня воспитанности активистов – мировцев позволил выявить ·отношение к учебе в активе – 81,8 %; ·отношение к трудовой деятельности - 84,5 %; ·отношение с учителями и другими работниками школы- 91%; ·отношение с участниками МО "МИР" - 86,3%; ·дисциплинированность – 85,4 %; ·коммуникативные способности – 91 % ·умение самостоятельно организовать проект, коллективное дело - 43 % ( над этим показателем предполагаем работать ) Впервые в 2011 году начало работу волонтёрское движение «NEXT». Цель данного объединения направлена на интеграцию личностных и социально-значимых целей.

Всего за 2010-2011 уч.год было проведено 15 Советов профилактики. Поставлено на внутришкольный учет –5 учащихся. Снято – 1 человек. Заслушано всего 8 самоотчетов учащихся. Всего за 2010-2011 уч.год специалистами СПС было проведено 47 бесед, охвачено 986 человек. К работе с несовершеннолетними привлекались сотрудники смежных служб в 2010-2011 уч.году ими было охвачено 922 (86, 81 %) учащихся из 1062.Цель дополнительного образования в школе - развитие каждого ученика в соответствии с его склонностями, интересами и возможностями.
Дополнительное образование школы представлено 5 направлениями:

  1. Художественно – эстетическое.
  2. Физкультурно-спортивное.
  3. Спортивно-техническое.
  4. Социально-педагогическое.
  5. Естественнонаучное направление.

В 2010-2011 учебном году было организовано 24 творческих объединений, студии и секций за счет часов дополнительного образования. Всего 45 групп, общий охват учащихся составил всего 641 чел. (60,47%),

Направленность Количество групп \ наполняемость Начальная школа (чел.) Школа II и III ступени (чел.)
Художественно – эстетическая 15 / 175 123 52
Физкультурно-спортивная 8 / 213 63 150
Социально-педагогическая 14 / 150 53 97
Спортивно-техническая 1/ 15 0 15
Естественнонаучная 7/ 63 15 48
Военно-патриотическая 1 / 25 0 25
Всего 45 / 641 254 387

На протяжении 5 лет в школе существует система выявления и поддержки одаренных детей и талантливой молодежи - банк одаренных детей. Существующая система позволяет фиксировать индивидуальные достижения обучающихся и учитывать их при построении образовательной и жизненной траектории. Согласно банку одаренных детей в 2010-2011 уч.год всего принято участие в 44 конкурсах, из них в: городских конкурсах, из них побед- 24; 7 окружных конкурсах, из них побед- 4; 11 всероссийских конкурсах, из них побед- 1.

Спортивно-оздоровительная деятельность

Внедрение разнообразных форм оздоровительной физической культуры помогает развивать двигательную активность обучающихся во внеучебное время на секциях "Волейбол", "Баскетбол", "Футбол", "ОФП: легкая атлетика". Инструкторами ФК применяются игровые технологии обучения, проблемно-ориентированные технологии.По итогам 2010-2011 уч.года команда учащихся заняла 2 место в XXII Спартакиаде среди обучающихся общекомандных соревнованиях. По итогам городской Спартакиады допризывной молодежи команда учащихся школы заняла 1 место, по итогам всех военно-спортивных мероприятий 2010-2011 уч.года 2 место в городе.

Работа с родителями.

Задачу профилактики мы понимаем не только как работу с учащимися, но и как работу с родителями для создания благоприятной среды в семье. Всего для родителей в 2010-2011 уч.году было проведено 11 - родительских собраний (внутришкольных и городских) все они являются профилактическими, из них:

  1. Оздоровительных- 3
  2. Психолого-педагогических-2
  3. Информационных -3
  4. Социально-досуговых - 2
  5. Культурно-массовых - 1

К работе родительского всеобуча привлекались также сотрудники ОГПС, инспектора КДН, сотрудники ППЦ «Доверие», специалисты ЦГБ, СМИ, члены школьного ученического Реализуется программа по работе с родителями "группы риска". Работа с родителями с привлечением специалистов смежных структур

2007-2008

2008-2009

2009-2010

2010-2011

Численность родителей

Показатель
в %

Численность родителей

Показатель
в %

Численность родителей

Показатель
в %

Численность родителей

Показатель
в %

304

25,82

479

47,6

425

39,9

657

61,8%

Одной из главных задач воспитательно-профилактической работы является социальное самоопределение ребенка, которое зависит от реализации двух важнейших условий. Первым из них является обеспечение включенности детей в реальные социальные отношения, т.е. возникновения у них личностного отношения к действительности. Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Это условие предполагает предоставление возможности ребенку более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности каждым ребенком своего «Я».

Касаясь подходов к организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важно отметить и современные приемы, которые активно нами используются при работе с обучающимися:

  1. Просьба о помощи - для того чтобы расположить к себе ребенка и установить доверительный контакт, нужно обращаться к нему за советом, рассказывая о своих проблемах;
  2. Добрый поступок - в процессе работы с подростком ему предлагается оказать помощь нуждающимся. Важно при этом оценить положительно этот поступок, не возводя его в ранг «героического поведения».
  3. Мой идеал - в процессе беседы выясняются идеалы воспитанника, и делается попытка оценить идеал, выявив его положительные нравственные качества.
  4. Распределение ролей - четкое распределение функций и ролей воспитанников в соответствии с уровнем владения теми знаниями, умениями и навыками, которые требуются для выполнения определенного задания
  5. Обмен ролями - учащиеся обмениваются ролями (или функциями), которые получили при выполнении заданий.

Среди множества педагогических приемов большое место занимает юмор, личный пример учителя, изменение обстановки и т.п. Безусловно, что приемов может быть бесконечное множество. Каждая ситуация рождает новые приемы. Разным ученикам необходимы разные приемы воспитания. В организации воспитательно-профилактической работы с учащимися важным показателем является процесс сотрудничества со смежными структурами.

Важное место занимает взаимодействие с органами и службами профилактики: комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, органами внутренних дел, органами социальной защиты населения, органами опеки и попечительства, здравоохранения, службой занятости, которые принимают участие в пределах своей компетенции в профилактической работе в соответствии со ст. 12 Закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Сотрудничество с органами внутренних дел стало более эффективным, так как многие вопросы стало возможным решать оперативно, на месте, предупреждая критические ситуации. Инспектора немедленно откликаются на возникающие ситуации, проводят профилактическую работу, участие инспектора в родительских собраниях, педагогических советах дает возможность показать заинтересованность в жизни детей, осведомленность о процессах, происходящих в школьном детском коллективе, реальную возможность оказать помощь в сложной жизненной ситуации.

Установлено успешное взаимодействие с подразделениями по делам несовершеннолетних ОВД по профилактике правонарушений: проведение индивидуальной работы, лекций, выступления на родительских собраниях, педсоветах, участие в работе школьных советов по профилактике.

Большое значение в деле социализации подростков, формировании их будущих жизненных устремлений имеет работа по профориентации. В нашей школе такая работа ведется. Достаточно тесно мы сотрудничаем с ЦД «Нефтяник», МРЦ, МУК «Интеллект-Центр», Управлением по физической культуре и спорту.

Но, вместе с тем, в организации воспитательно-профилактической работы с учащимися мы видим следующие проблемы:

  1. Проблемой является работа по обучению родителей решению проблем, связанных с детьми и подростками.Отмечается недостаточный уровень, а в некоторых случаях и полное отсутствие взаимодействия в семьях между родителями и детьми;
  2. Неразвитость социального интеллекта у родителей (то есть "способности усматривать и улавливать сложные отношения и зависимости в социальной сфере и в семье").
  3. Стало очевидным, что родителям и детям не хватает общего дела (на основе общности интересов всех членов семьи), которое, по меньшей мере, послужило бы основой партнерских отношений, а в дальнейшем способствовало сплочению семьи.
  4. Подростки не научены ценностно-рефлексивному поведению, которое предполагает самооценку поступка, базирующегося на основе нравственных ценностей.
  5. Отсутствует система взаимодействия с др. школами в рамках различного рода социально-досуговых проектов.
  6. Не достаточно охвачены учащиеся 9-11 классов социальной, трудовой, патриотической, волонтёрской, интеллектуальной направлениями деятельности.
  7. Проблема в определении инструментария оценивания качества и эффективности воспитательной работы.

Все перечисленные мною проблемы позволяют говорить о перспективах дальнейшей деятельности с т.з. современной воспитательно-профилактической работы в школе. Новые смыслы, формы, методы и подходы современной воспитательно - профилактической деятельности нами видятся:

  1. в организации деятельности детей (ОДИ, исследовательская, проектная деятельность , социальные акции)
  2. результат действий педагога, он выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении ребенка (т.е. через реализацию личностно-ориентированного подхода изменение поступков, позиции, самореализация обучающегося).
  3. В работе с родителями - реализация системы сотрудничества и взаимопомощи (привлечение родителей как независимых экспертов в советы профилактики, к организации и проведению в школе кружковых, факультативных занятий, элективных курсов, программы совместной деятельности детей и родителей)
  4. Использование современных социальных технологий ( оказание помощи, арттерапия, библиотерапия, музыкотерапия, библиотерапия и т.д. ), использование творческих технологий - художественно-творческие методы работы(формирование навыков рисования и игры на муз.инструменте),

Одним словом все направлено на позитивную социальную самореализацию учащегося. Понятно, что ответы приходят и уходят, а вопросы остаются…

Список литературы

  1. Воспитание трудного ребенка, дети с девиантным поведением. Учебно-методическое пособие. М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2001.
  2. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. Учебное пособие. М.: Издательский центр kАкадемия{, 2003.
  3. Олиференко Л.Я. Социально-педагогическая поддержкадетей группы риска. Учебное пособие. М.: Издательский центр Академия,2002.
  4. Селевко Г.К. Технология воспитания и обучения детей с проблемами. М.: НИИ школьных технологий, 2005.

Статья пользователя сайта "Менеджер образования" - Майи Кучевской

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль