Профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата у дошкольников

36301

По мере роста ребенка изменяются пропорции его тела, происходит выравнивание скелета. Этот длительный процесс начинается еще в утробе матери и завершается к 20-25 годам.

Большое влияние на формирование опорно-двигательного аппарата оказывают врожденные особенности, внешние условия, режим дня, питание, физические пере­грузки во время спортивных занятий, перенесенные заболевания дошкольником и все то, что вно­сит дисбаланс в уравновешенное состояние мышечно-связочного каркаса и позво­ночника.

Некоторые патологии опорно-двигательного аппарата у дошкольников

У детей первых лет жизни встречаются врожденные аномалии строения скелета. Проблемы с конечностями без труда обнаруживает при осмотре педиатр, а вот ано­малии строения бедра и позвоночника не всегда вовремя диагностируются, т. к. на первом году жизни они внешне еще незаметны.

Примерно у одного из 60 новорожденных наблюдается определенная степень не­стабильности бедра. Именно поэтому большое значение имеет скрининг тазобед­ренных суставов у новорожденных детей. В идеале необходимо обследовать всех детей при рождении, в возрасте 6-8 недель, 6-8 месяцев и когда ребенок начинает ходить. Это позволит снизить количество поздних выявлений дисплазии бедра. Факторами риска служат семейный анамнез, ягодичное предлежание.

Если бедро смещено достаточно долгое время, оно в результате фиксируется в этом положении. Клинически это выглядит так: нога укорочена, повернута наружу, бедренные и ягодичные складки ассиметричны. При осмотре отмечается ограни­чение отведения бедра при сгибании ноги. При ходьбе ребенок безболезненно хро­мает.

Транзиторный синовит - приобретенное быстропроходящее воспалительное за­болевание бедренного сустава - встречается у детей в возрасте 3-8 лет. Как пра­вило, возникает вследствие вирусной инфекции и является наиболее частой при­чиной острой хромоты у детей этого возраста. Лечение предусматривает постельный режим и наблюдение дома или в стационаре; выздоровление наступает обычно через несколько дней.

Более опасен в этом возрасте (у 4-10-летних детей) идиопатический асептический некроз эпифизарной части головки бедра (болезнь Пертеса), в 10% случаев по­ражение бывает двусторонним. Мальчики болеют в четыре раза чаще девочек. Ре­бенок жалуется на боль в тазобедренном или коленном суставах, хромоту. При об­следовании выявляется сгибательная деформация сустава и ограниченное отведение. Диагноз подтверждается рентгенологически, но на ранних стадиях за­болевания изменений на рентгенограммах может не быть.

У детей 4-11 лет в подколенной ямке иногда возникает безболезненное кистозное набухание, при этом объем движений колена почти не изменяется. Кистозное об­разование обусловлено полуперепончатой сумкой, часто сообщающейся с колен­ным суставом. Это доброкачественная киста исчезает сама по себе, хотя изредка, если она причиняет беспокойство или достигает больших размеров, требуется хи­рургическое лечение.

Малые деформации стопы могут быть связаны с другими врожденными пороками развития, особенно бедра или позвоночника. При одном из распространенных ви­дов деформации (1 : 100) передняя поверхность стопы находится в варусном* по­ложении (приведение) с одновременной супинацией (сгибанием). Подошва такой стопы похожа на боб, но в этом случае нет конской стопы, при которой ребенок во время ходьбы делает упор только на пальцы. Стопа гибкая и поддается пассивной коррекции. Большинство детей выздоравливают без лечения. При более тяжелых деформациях иногда требуется вытяжение или шинирование. Необходимость в хи­рургической коррекции возникает редко.
________________________________
* Термин "варусный" применяется к любой деформации, вызывающей смещение вовнутрь (по отноше­нию к средней линии) кисти руки или стопы. - Примеч. авт.

Косолапость встречается у одного из тысячи новорожденных, преимущественно страдают мальчики. Половину случаев составляют двусторонние поражения. Косо­лапый ребенок нуждается в раннем специализированном лечении с вытяжением и наложением повязки из липкого пластыря либо гипса, проведении курса физиоте­рапии. Около половины случаев (в основном когда отсутствует фиксированная де­формация) поддаются лечению, в остальных - детям требуется хирургическая кор­рекция в первый год жизни.

Плоскостопие. До трех лет у всех детей уплощен медиальный свод стопы. Безбо­лезненная, гибкая стопа в старшем возрасте также расценивается как физиологи­ческая норма. Если плоскостопие сопровождается болью, ригидностью и спазмом, в особенности малоберцовых мышц, следует искать патологическую причину этого состояния. Врожденное плоскостопие, как правило, выражается плосковальгусной* стопой, впоследствии может развиться пяточная стопа, когда ребенок во время ходьбы делает упор на пяточную кость при приподнятом переднем отделе стопы. Определяется это состояние еще в период новорожденности, поэтому требует как можно более ранней коррекции. Приобретенное плоскостопие может быть след­ствием перенесенного рахита, иногда сочетается с рахитическими искривлениями нижних конечностей (вальгусной и варусной деформациями коленных суставов).
_________________________________
* Термин "вальгусный" применяется для описания любой деформации, вызывающей искривление во­внутрь конечностей (по отношению к средней линии). - Примеч. авт.

Нарушения осанки

Под осанкой понимают привычную позу человека в покое и при движении. Согласно классификации типов нарушения осанки (1962 г.) различают:

  1. Нарушения осанки во фронтальной плоскости.
  2. Нарушения осанки в сагитальной плоскости:
    1. плоская спина;
    2. плосковогнутая спина;
    3. сутулая спина;
    4. круглая спина;
    5. кругловогнутая спина.

У дошкольников часто определяют вялую осанку. Одной из главных причин фор­мирования вялой осанки является слабое развитие мускулатуры ребенка, его недо­статочная физическая активность, частые или длительные заболевания. Ребенок с вялой осанкой с трудом выдерживает статические позы, часто меняет положение отдельных частей тела. Такой ребенок производит впечатление утомленного, сла­бого или заболевшего.

Признаки вялой осанки:

  • увеличение шейного и грудного изгибов позвоночника;
  • голова слегка опущена;
  • плечи опущены и двинуты вперед;
  • лопатки отстают от спины ("крыловидные" лопатки);
  • живот отвисает;
  • ноги слегка согнуты в коленях.

Для детей дошкольного возраста, нормально развивающихся, но малоупитанных, также характерны несколько увеличенная округлость живота и слегка отстающие от спины лопатки. Часто вялая осанка сочетается с различными дефектами нижних конечностей, что объясняется общей слабостью всего мышечно-связочного аппа­рата. При отсутствии коррекции вялая осанка приводит к более устойчивым фор­мам деформаций костно-мышечного аппарата.

! обратите внимание

При постоянных ночных болях в спине или сопутствующем сколиозе не­обходимо провести обследование для исключения спинальной опухоли или инфекции. Доброкачественные костные опухоли у детей, как пра­вило, бессимптомны и обнаруживаются случайно при рентгенологическом исследовании по поводу патологического перелома. Чаще всего все костные опухоли поражают колено, примыкая к пластинкам наибо­лее активного роста.

Злокачественные опухоли костей у детей встречаются редко. Их следует подозре­вать, если боли не прекращаются ни днем, ни ночью или при наличии местного отека и размягчения кости.

Физическое развитие

Для правильного формирования костно-мышечной системы большое внимание следует уделять общему физическому развитию ребенка. Причем с первых меся­цев жизни, когда формируется позвоночник и его физиологические изгибы.

Для развития мышечного корсета ребенка старше трех лет следует приучить к ре­гулярным физкультурным занятиям: научить плавать, играть в футбол, прыгать со скакалкой, ходить на лыжах и кататься на коньках. Не рекомендуется рано от­давать ребенка в спортивные секции. Как правило, в спорт берут детей старше 5-6 лет, т. к. в этом возрасте уже можно оценить уровень физической подготовки ребенка и наличие патологий. Если у дошкольника есть нарушения осанки, развит сколиоз, то горнолыжный спорт или гимнастика ему не подойдут, а вот плавание или конный вид спорта принесут пользу.

В этом возрасте также рекомендуются прогулки на детских площадках, оборудо­ванных специальными спортивными комплексами, адаптированными к росту ре­бенка. Родителям не стоит ограничивать малыша в движениях, желательно обеспе­чить ему активную физическую деятельность как на улице, так и дома (использовать детские спортивные комплексы: шведскую лестницу, перекладину, кольца).

Хорошо развитые мышцы спины и брюшного пресса позволят ребенку без напряже­ния сохранять правильную позу при сидении, стоянии и ходьбе.

Советы воспитателям ДОУ и родителям

  1. Не держите во время прогулок ребенка за одну и ту же руку, не ограничивайте свободу его движений.
  2. Следите, чтобы ребенок не разворачивал стопы внутрь или наружу.
  3. Не стягивайте ноги тесными носками, ботинками.
  4. Предоставляйте ребенку возможность ходить босиком по земле, траве, песку, гальке, по коврикам с рельефными поверхностями.
  5. Объясняйте и показывайте, как нужно:
    1. стоять - прямо, но свободно, тяжесть тела равномерно распределять на обе ноги;
    2. ходить - ставить стопы параллельно, удерживать вертикальную ось тела;
    3. сидеть - прямо, не сгибая туловище, голову можно слегка наклонить впе­ред, ноги упереть в пол всей стопой и согнуть в тазобедренных, коленных и голеностопных суставах под прямыми углами, спину опирать на спинку сту­ла. Нельзя сидеть, положив ногу на ногу, убирать ноги под сиденье, опи­раться на одну руку, поворачивая плечо.

Особое внимание нужно уделять позе ребенка во время сна: спина должна опи­раться во всех частях, лежать прямо, не провисая, сохраняя физиологические изгибы. Это возможно при положении лежа на боку или на спине. Матрац должен быть полужестким, упругим, с учетом массы тела ребенка. Чем легче ребенок, тем мягче может быть матрац. Подушка должна быть небольшой и упругой. При положении на спине - уголки подушки помещаются над плечами с обеих сторон, при положении на боку - нижний край подушки заполняет пространство между подбородком и плечом.

Лечебная физкультура

Лечебная физкультура - важнейшая часть профилактики и коррекции нарушения осанки, плоскостопия, искривления позвоночника и других дефектов опорно-двигательного аппарата. Вследствие регулярных занятий ЛФК у ребенка формиру­ется правильная осанка, суставы становятся более подвижными, повышается вы­носливость и сила, развиваются волевые качества, организм укрепляется и закаливается. Независимо от того, на какую часть тела направлены упражнения ЛФК, обеспечивается стимуляция деятельности всего детского организма.

По итогам диспансеризации и медицинских осмотров медсестре следует сформи­ровать специальные группы для занятий лечебной физкультурой:

  • первая группа - дети с диагнозом: уплощение стоп, плоскостопие;
  • вторая группа - дети с диагнозом: нарушение осанки.

В специальной группе должно быть не более 10 человек. Занятия проводит меди­цинский работник, прошедший специальную подготовку во врачебном физкультур­ном диспансере, или инструктор ЛФК. Занятия организуются как минимум дважды в неделю по 20-30 мин.

Противопоказания к занятиям лечебной физ­культурой: общее недомогание, повышенная температура, рецидив хронического заболевания и острая форма любого заболевания.

Формы двигательной активности дошкольников подбирают­ся инструктором по лечебной физкультуре, исходя из патоло­гии ребенка, его возраста, уровня развития, специфики психики и моторики. Упражне­ния должны вызывать у дошкольника интерес и положительные эмоции, именно поэтому многие из них проводятся в игровой форме. Увеличение физических на­грузок должно происходить постепенно и индивидуально в зависимости от физио­логических особенностей и состояния ребенка.

Физические нагрузки во время лечебной физкультуры должны касаться всех групп мышц, позвоночника и суставов. Как правило, одно занятие состоит из 10-12 про­стых упражнений (приложение 1), темп их выполнения может различаться - от мед­ленного до интенсивного, в программу занятия включаются дыхательные упражне­ния. Чтобы лечебная физкультура не наскучила ребенку, комплекс упражнений следует периодически менять. Методисту ЛФК необходимо требовать от детей вы­полнение "домашнего задания" (приложение 2).

Подбор обуви

При нагрузке размер стопы увеличивается, поэтому измерение проводится только у стоящего ребенка.

Правильный подбор обуви имеет большое значение для профилактики заболеваний у дошкольников, в том числе плоскосто­пия. При выборе обуви необходимо, чтобы расстояние между концом самого длинного пальца и носком обуви со ­ ставляло примерно один сантиметр. Задник у новой обуви должен быть достаточно жестким, чтобы удерживать пятку в правильном положении. Подошва должна быть эластичной и не препятство­вать колыханию стопы при ходьбе. Рекомендуется маленький (2-3 см) каблучок.

Подбор мебели

Условия, в которых растет ребенок, определяют его развитие. К организации рабо­чего места дошкольника, особенно к мебели, предъявляются строгие требования.

Главное условие - мебель должна соответствовать росту ребенка.

Высота стула должна быть равной длине голени ребенка. Спинка должна быть на уровне поясницы, чтобы можно было ее прижать. Глубина сиденья не должна пре­вышать четыре пятых длины бедер. Если край стула упирается в подколенные ямки, то это крайне неблагоприятно отражается на кровообращении - мышцы ног не по­лучают должного питания. Сиденье у стула не должно быть слишком мягким, чтобы масса тела чрезмерно не давила на позвоночник, а опора была на седалищные бугры.

Край стола должен находиться на уровне нижней части груди так, чтобы расстояние от глаз сидящего ребенка до поверхности стола было 30 см, между грудью и сто­лом - 2 см (ладонь проходит ребром).

В соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и органи­зации режима работы в дошкольных организациях СанПиН 2.4.1.2660-10", утв. по­становлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91, в групповых помещениях для детей от полутора лет и старше столы и стулья устанавливают по числу детей в группах. Для детей старшей и подготовительной групп рекомендуется выбирать столы с меняющимся наклоном крышки до 30 граду­сов.

Стулья должны быть в комплекте со столом одной группы, которую следует промар­кировать. Мебель для детей подбирается с учетом антропометрических показате­лей (таблица).

Основные размеры столов и стульев для детей ясельного
и дошкольного возраста

Рост детей, см Группа мебели Высота стола, мм Высота стула, мм
До 85 00 340 180
85-100 0 400 220
100-115 1 460 260
115-130 2 520 300
130-145 3 580 340
145-160 4 640 380

Общие рекомендации для родителей дошкольников по профилактике нарушений опорно-двигательного ап­парата, прежде всего нарушений осанки и плоскостопия:

  1. Рациональное питание, обеспечивающее полноценное поступление всех необхо­димых для роста веществ, витаминов, микро- и макроэлементов.
  2. Двигательный режим дома, на улице и в ДОУ, обеспечивающий правильное раз­витие мышечного корсета и формирование скелета.
  3. Формирование и контроль правильного положения тела в разных ситуациях.
  4. Физическое воспитание, направленное на улучшение состояния здоровья и фи­зического развития детей, расширение функциональных возможностей растущего организма, формирование двигательных навыков. Организованные формы двига­тельной активности дошкольников предусматривают: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия в помещении и на воздухе, физкультурные минутки, под­вижные игры, а также ритмическую гимнастику, плавание, занятия на тренажерах и т. д.

Приложение1

Комплекс упражнений для формирования и закрепления навыка правильной осанки

Исходное положение (далее - и. п.) - стоя: принять правильную осанку, касаясь стены или гимнастической стенки, при этом затылок, лопатки, ягодич­ная область, икры ног и пяток должны касаться стены.

  1. И. п. - стоя. Отойти от стенки на 1-2 шага, сохраняя правильную осанку.
  2. И. п. - стоя. Сделать 2 шага вперед, присесть, встать. Вновь принять правильную осанку.
  3. И. п. - стоя. Сделать 1-2 шага вперед, расслабить последовательно мышцы шеи, плечевого пояса, рук и туловища. Принять правильную осанку.
  4. И. п. - стоя. Приподняться на носочки, удерживаясь в этом положении 3-4 сек. Вернуться в и. п.
  5. Повторить упражнение 5, но без гимнастической стенки.
  6. И. п. - стоя. Присесть, разводя колени в стороны и сохраняя прямое по­ложение головы и позвоночника. Медленно встать и принять и. п.
    И. п. - сидя: сесть на гимнастическую скамейку у стены, принять правиль­ную осанку, прижав затылок, лопатки и ягодицы к стене.
  7. И. п. - сидя. Расслабить мышцы шеи, уронить голову, расслабить плечи, мышцы спины, вернуться в и. п. сидя.
    И. п. - лежа: лечь на коврик на спину, голова, туловище, ноги составляют прямую линию, руки прижаты к туловищу.
  8. И. п. - лежа. Приподнять голову и плечи, проверить прямое положение тела, вернуться в и. п.
  9. И. п. - лежа. Прижать поясничную область тела к полу. Встать, принять правильную осанку, придавая поясничной области то же положение, которое было принято в положении лежа.
  10. И. п. - стоя. Ходьба по залу с остановками, сохранением правильной осанки.

Упражнения для создания и укрепления "мышечного корсета"

И. п. - лежа на животе: лечь на пол, на живот, подбородок опустить на тыльную поверхность кистей, положенных друг на друга.

  1. И. п. - лежа на животе. Перевести руки на пояс, приподнять голову и плечи, лопатки соединить, живот не поднимать. Удержать положение несколько секунд, вернуться в и. п.
  2. И. п.- лежа на животе. Перевести кисти рук к плечам или за голову, при­поднять голову и плечи. Удерживать положение несколько секунд, вернуться в и. п.
  3. И. п. - лежа на животе. Приподнять голову и плечи, медленно перевести руки вверх, в стороны и к плечам. Вернуться в и. п.
  4. И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Сжимать и разжимать кисти рук. Вернуться в и. п.
  5. И. п. - лежа на животе. Поднять голову и плечи, руки в стороны. Прямы­ми руками совершать круговые движения. Вернуться в и. п.
  6. И. п. - лежа на животе. Поочередно поднимать выпрямленные ноги, не отрывая таз от пола. Темп упражнения медленный. Вернуться в и. п.
  7. И. п. - лежа на животе. Приподнять обе ноги, не отрывая таз. Удержи­ваться в этом положении 3-5 сек. Вернуться в и. п.
  8. И. п. - лежа на животе. Поднять правую ногу, присоединить левую, удер­живаться в таком положении 3-5 сек, опустить правую, затем левую ногу.
  9. И. п. - лежа на животе. Приподнять выпрямленные ноги, развести их в стороны, соединить и опустить в и. п.
  10. И. п. - лежа на животе, попарно друг против друга. Приподнять голову и плечи, удерживая согнутыми в локтях руками мяч перед грудью, бросить его партнеру, руки вверху, голова и грудь приподняты, поймать мяч обратно.
  11. Аналогично упражнению 10, но мяч перекатывать, сохраняя приподня­тое положение головы и плеч.

Приложение 2

Домашнее задание для детей с плоскостопием

Продолжительность занятий около 10 минут. Перед занятием можно похо­дить на носках и попрыгать через скакалку.

Упражнение "каток": поочередно ногами катать вперед-назад мяч, ска­калку или бутылку.

Упражнение "разбойник": ребенок сидит на полу с согнутыми ногами, пятки плотно прижаты к полу и не отрываются от него в течение всего упражне­ния. Движениями пальцев ноги ребенок старается подтащить под пятки разло­женное на полу полотенце, на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

Упражнение "маляр": сидя на полу с вытянутыми ногами, ребенок прово­дит большим пальцем одной ноги по подъему другой от большого пальца к ко­лену. Повторить 3-4 раза. Поменять ноги.

Упражнение "сборщик": сидя на полу с согнутыми ногами, собирать паль­цами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу (игрушки, прищепки), и складывать их в кучку. Поменять ноги. Можно перекладывать предметы из кучки в кучку.

Упражнение "художник": сидя на полу с согнутыми ногами, рисовать на листе бумаги карандашом, зажатым пальцами ноги. Поменять ноги.

Упражнение "гусеница": сидя на полу с согнутыми ногами, согнуть паль­цы ног и подтягивать пятку вперед, затем снова расправить пальцы и повторить движение. Можно одновременно обеими ногами до тех пор, пока пальцы каса­ются пола.

Упражнение "кораблик": сидя на полу, согнуть ноги, чтобы подошвы при­жались друг к другу. Выпрямлять колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног могут быть прижаты друг к другу.

Упражнение "мельница": сидя на полу с выпрямленными коленями, опи­сывать ступнями круги в разных направлениях.

Упражнение "окно": сидя на полу, разводить и сводить выпрямленные ноги, не отрывая подошв от пола.

Упражнение "барабанщик": сидя на полу с согнутыми коленями, стучать по полу только пальцами ног, не касаясь его пятками. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

Упражнение "хождение на пятках": ходить на пятках, не касаясь пола пальцами и подошвой.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль