Конкурс уголков природы в детском саду

41242

Мир природы нельзя познать по картинке. Для того чтобы дошкольник научился понимать окружающий мир, осознавать, что является его частью, устанавливать связи между объектами природы, необходимо погрузить ребенка в соответствующую атмосферу.

В рамках деятельности дошкольного учреждения это возможно путем создания разнообразных уголков природы в групповых помещениях.

Человек неотделим от окружающей его природы. Каждое звено в природной цепочке имеет значение, а выпадение одного из них может привести к необратимым процессам. Природа хранит множество тайн, постижению ко­торых некоторые люди посвящают всю жизнь.

Значение природы для человека мно­гообразно: производственное, научное, оздоровительное, эстетическое и воспи­тательное. Скольких художников и поэтов вдохновила красота природы на создание неповторимых произведений. Трудно пе­реоценить ее роль в воспитании детей.

Общение с природой положительно влияет на ребенка, помогает формиро­вать в нем лучшие чувства и качества (лю­бознательность, ответственность за со­хранение объектов природы, стремление логически мыслить, наблюдать, устанав­ливать простейшие связи между живой и неживой природой), различные умения (уход за растениями, животными).

Любовь к природе, навыки бережно­го отношения к ней способствуют, в свою очередь, формированию у дошкольников лучших черт характера, таких как патриотизм, трудолюбие, уважение к труду взрослых и т. д.

Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования "Програм­ма воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), ре­ализуемая в МБДОУ "Детский сад № 48 "Веснянка", предусматривает раздел "Природное окружение. Экологическое воспитание". В нем сформулирова­ны разнообразные задачи по ознакомлению детей с природой. И педагоги дошкольного учреждения обязаны их решать.

Знакомству детей с природой, воспитанию любви к ней способствуют наблюдения за природой, прогулки и экскурсии. Дошкольникам представляется возмож­ность узнать о специфике климатических условий, в которых они живут, признаках сезонов года, о расте­ниях и животных, характерных для данного региона.

На решение этих же задач направлено, в том числе, создание уголков природы в группе детского сада, где могут содержаться объекты как живой, так и неживой природы. Оформление уголка здоровья в детском саду следует проводить согласно основным требованиям, а именно СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно­эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в до­школьных учреждениях", утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91 (далее - СанПиН). Согласно им, например, запрещается размещать аквариумы, жи­вотных и птиц в помещениях групповых. Также сле­дует учитывать возрастные особенности воспитан­ников конкретной группы и специфику природного окружения той местности, где находится дошколь­ное учреждение.

Отбор объектов для уголка природы в МДОУ «Детский сад № 48 "Веснянка"» осуществляется в со­ответствии с реализуемой примерной основной об­щеобразовательной программой и особенностями помещений. Если окна групповой выходят на южную сторону, целесообразно подобрать светолюбивые растения. В помещениях с окнами на север хорошо приживутся теневыносливые растения. Заранее важ­но продумать, где разместить трудовой инвентарь, оборудование для опытно-экспериментальной дея­тельности и календарь природы.

Требования при организации в ДОУ уголков и комнат природы¹

В отдельных помещениях или в отдельно выделенных местах воз­можна организация уголков и комнат природы, фитоогорода, фито­бара и др.

При их организации соблюдают следующие требования:

  • животные и растения должны быть безопасны для детей и взрослых;
  • недопустимы больные, агрессивные и непредсказуемые в своем поведении животные, а также ядовитые и колючие растения;
  • животных принимают с разрешения органов ветеринарного над­зора (постановка на учет, своевременные прививки, гигиениче­ские процедуры);
  • недопустимо принимать бродячих животных;
  • уборка за животными и уход за растениями осуществляются еже­дневно и только персоналом дошкольной организации. Полив растений могут осуществлять дети.

Комнату природы оборудуют подводкой горячей и холодной воды, ка­нализацией, стеллажами для хранения инвентаря и корма. Корма для жи­вотных следует хранить в местах, недоступных для детей.
___________________________________

¹ Пункт 6.13. СанПиН 2.4.1.2660-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к устрой­ству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях", утв. по­становлением Главного государственного санитарного врача РФ от 22.07.2010 № 91.

Таким образом, оформление уголка природы в групповой комнате требует от воспитателя глубоких знаний программы и методики ознакомления детей с природой, а также эстетического вкуса. Кроме того, он должен сам любить природу, бережно относить­ся к растениям и животным. Но не наличие уголка в группе сделает процесс ознакомления воспитан­ников с природой эффективным, а организация деятельности по его наполнению и использованию в ходе воспитательно-образовательной работы подо­бранных объектов.

Так, с целью систематизации работы по эколо­гическому воспитанию в МБДОУ "Детский сад № 48 "Веснянка" был проведен смотр-конкурс в детском саду на лучший уголок природы (далее - смотр-конкурс).

Подготовка и проведение конкурса уголков природы в детском саду

Подготовка и проведение данного смотра-конкурса предусматривает несколько этапов.

На 1-м этапе старший воспитатель разрабатывает положение о смотре-конкурсе на лучший уголок при­роды в группе ДОУ, в котором определяются его цели, задачи, условия и сроки проведения, требования к оформлению, перечисляются члены жюри (прило­жение). После утверждения положения заведующим дошкольным учреждением с документом знакомят­ся педагоги. На данном этапе старший воспитатель оказывает методическую помощь: подбирает мето­дическую литературу, журналы, газеты, проводит консультации (индивидуальные и групповые), разрабатывает па­мятки, представляет опыт рабо­ты педагогов других ДОУ. Кроме того, он рекомендует воспита­телям тщательно изучить Про­грамму воспитания и обучения в детском саду, особенно раздел "Природное окружение, эколо­гическое воспитание" примени­тельно к той группе, в которой педагог работает.

На 2-м этапе воспитатели групп самостоятельно изучают положение, намечают план ра­боты, готовят материал, эскизы, наброски, зарисовки, обраща­ются за помощью к родителям, воспитателю по изобразитель­ной деятельности.

На 3-м этапе члены жюри смотра-конкурса разра­батывают критерии, по которым будут оцениваться уголки природы, и балльную шкалу оценки. К уста­новленному сроку воспитатели проводят презента­цию уголков. Затем в течение некоторого времени члены жюри наблюдают за деятельностью детей в уголке природы, беседуют с ними. На этом же этапе уголки оцениваются согласно выработанным крите­риям, подсчитываются набранные баллы и распре­деляются призовые места (при необходимости про­водится голосование).

На 4-м этапе заведующий ДОУ приобретает гра­моты, дипломы, призы и сувениры. Победители награждаются на педагогическом совете, об ито­гах конкурса сообщается на общем родительском собрании. Здесь же поощряются самые активные родители.

На 5-м этапе старший воспитатель совмест­но с педагогами фотографирует уголки природы и оформляет фотоальбом.

Проведение смотра-конкурса способствует по­вышению уровня экологической культуры детей и педагогов, приобщению дошкольников к творче­ской и исследовательской деятельности экологи­ческой направленности, а также помогает осознать важность уголка природы как средства экологиче­ского воспитания.

Приложение

Положение о смотре-конкурсе на лучший уголок природы в группе ДОУ

1. Основные положения

  1. Настоящее положение разработано в целях систематизации работы по экологическому воспитанию в_ (название дошкольного учреждения)
  2. Положение определяет порядок и условия организации смотра-конкурса на лучший уголок приро­ды в группе ДОУ (далее - смотр-конкурс).

2. Цели и задачи смотра-конкурса

Целями и задачами смотра-конкурса являются:

  • формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязи;
  • создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;
  • развитие эмоциональной сферы дошкольников;
  • воспитание гуманного отношения ко всему живому, заботливое внимание к объектам живой и нежи­вой природы;
  • побуждение педагогов к творческой активности.

3. Сроки проведения смотра-конкурса

  1. Смотр-конкурс проводится с "_"_20_по "_"_20_.
  2. Поведение итогов "_"_20_.

4. Критерии оценки уголков природы Критериями оценки уголков природы являются:

  • соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной общеобразователь­ной программы дошкольного образования "Программа воспитания и обучения в детском саду" (под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), СанПиН 2.4.1.2660-10;
  • разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям, в т. ч. наличие материала инновационного характера;
  • наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;
  • эстетичное оформление уголка природы;
  • место размещения уголка природы и его доступность;
  • создание условий для игр с песком и водой;
  • отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей;
  • наличие сезонного материала.

5. Участники смотра-конкурса

Участниками смотра-конкурса являются педагоги, воспитанники всех возрастных групп дошкольного учреждения и их родители.

6. Жюри смотра-конкурса

В состав жюри смотра-конкурса входят:

  • заведующий ДОУ_;(Ф.И.О.)
  • старший воспитатель_;(Ф.И.О.)
  • воспитатель по ИЗО _.(Ф.И.О.)

7. Подведение итогов и награждение

  1. Награждение победителей смотра-конкурса состоится на педагогическом совете.
  2. Победители награждаются дипломами и памятными подарками.


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль