Технология проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования

23113

Проблема проектирования основной общеоб­разовательной программы дошкольного образова­ния (далее - ООП) стала актуальной для дошкольных образовательных учреждений после утверждения приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655 Федеральных государственных требований к струк­туре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ).

Согласно п. 5 ст. 14 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании", содержание образования в кон­кретном образовательном учреждении определя­ется образовательной программой (образователь­ными программами), утверждаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоя­тельно. Основная образовательная программа в имеющем государственную аккредитацию образо­вательном учреждении разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образова­тельных программ и должна обеспечивать достиже­ние обучающимися (воспитанниками) результатов освоения основных образовательных программ...".

Соответственно, задачей каждого дошкольного образовательного учреждения является не столько написание, сколько разработка ООП*. Это тщатель­ная подготовка к использованию в условиях кон­кретного учреждения материалов примерной основ­ной общеобразовательной программы дошкольного образования и образовательных программ по при­оритетным направлениям развития воспитанников.
__________________________
* См. также: учебно-методический комплекс на CD “Повышение квалификации на рабочем месте”. Выпуск № 1-2012 “Механизмы проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования”. – Примеч. ред.

Проектирование ООП начинается с проблемно-ориентированного анализа, который дает представ­ление о качестве осуществляемой образовательной деятельности на основе оценки ее результатов. Этот этап связан с тщательным изучением промежуточ­ных и итоговых результатов освоения примерной основной общеобразовательной программы, уточ­нения критериев оценки достижений детей. Ориен­тиром являются интегративные качества ребенка, заложенные в ФГТ.

Например, одним из интегративных качеств ребенка является "эмоционально отзывчивый" (п. 3.5 ФГТ). Проблемно-ориентированный анализ как результат мониторинга образовательного про­цесса должен показать специфику проявления дан­ного качества в разных сферах жизнедеятельности дошкольника. Это требует определения критериев оценки на основе возрастных нормативов, преду­смотренных примерной основной общеобразовательной программой дошкольного образования, на основе которой строится деятельность ДОУ. Особенности проявления каждого критерия целесо­образно фиксировать в таблице, подобрав цвето­вые обозначения:

  • зеленый цвет - критерий проявляется устойчиво;
  • желтый цвет - критерий проявляется неустойчиво; 
  • красный цвет - критерий не проявляется*.

Технология проектирования основной общеобразовательной программы дошкольного образования

Заполнение сводной таблицы по каждому инте-гративному качеству развития ребенка показывает как особенности его освоения отдельным воспитан­ником, так и картину достижений и проблем группы в целом, а далее и детьми всего ДОУ.

При этом к каждому критерию предварительно подбирается небольшое количество показателей, по которым ведется наблюдение за проявлением до­школьниками эмоциональной отзывчивости. Напри­мер, к критерию "откликается на эмоции близких лю­дей, друзей" могут подойти следующие показатели:

  • наличие эмоционального отклика на ситуа­ции, требующие проявления эмоциональной отзывчивости;
  • использование различных средств при выраже­нии эмоций (вербальных, невербальных);
  • желание самостоятельно выразить свои чувства; 
  • наличие представлений об эмоциях и причинах их появления.

Таким образом, проектирование ООП начинается "с конца" - с уточнения особенностей результатов ее освоения ребенком, установления их соответствия ФГТ, выявления достижений воспитанников и про­блем в организации образовательного процесса. Од­новременно подбирается и уточняется инструмента­рий для проведения мониторинга, отрабатываются формы обработки и хранения полученной информа­ции. Напомним, что образовательный мониторинг - это система организации, сбора, хранения, обработ­ки и распространения информации о деятельности педагогической системы, которая характеризуется непрерывностью действия*.
__________________________________
* Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие /Под ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2011.

Результаты проблемно-ориентированного анали­за являются отправной точкой для проектирования пояснительной записки к ООП. Уточним, что пояснительная записка является структурным элементом обязательной части ОПП. Экспертиза создаваемых дошкольными учреждениями образовательных про­грамм свидетельствует о том, что типичной ошиб­кой педагогических коллективов является отделе­ние пояснительной записки от обязательной составляющей образовательной программы ДОУ и написание ее как самостоятельного структурного элемента данного документа.

В пояснительной записке должно найти отраже­ние своеобразие образовательного процесса кон­кретного дошкольного образовательного учреж­дения. Прежде всего следует охарактеризовать возрастные и индивидуальные особенности контингента детей. При написании этой части пояснитель­ной записки необходимо указывать те особенности воспитанников, которые имеют непосредственное отношение к содержанию и организации образова­тельного процесса в данном ДОУ. Именно эта часть пояснительной записки вызывает у разработчиков типичные трудности, что зачастую приводит к опи­санию возрастных и индивидуальных особенно­стей воспитанников безотносительно к образова­тельным достижениям и проблемам детей. В таком случае составленный текст напоминает содержание учебных пособий детской психологии, описывающих обобщенные возрастные особенности детей раз­ных периодов дошкольного детства. Избежать этой ошибки позволяет отражение данных проблемно-ориентированного анализа за последние три года, особенностей готовности к школе выпускников дет­ского сада, раскрывающих достижения и проблемы детей в освоении образовательного содержания, ха­рактеристика воспитывающихся в детском саду до­школьников с особыми потребностями.

Ориентация данной части пояснительной за­писки на достижения и проблемы развития детей позволяет конкретизировать задачи деятельности дошкольного образовательного учреждения по ре­ализации ООП.

В этом случае в задачах по реализации ООП поя­вятся формулировки: "усилить внимание к...", "соз­дать условия для...", "продолжить работу по...", "усо­вершенствовать систему работы по...". При этом формулировки задач начинаются именно с глаголов совершенного вида неопределенной формы, т. к. это определяет необходимость решения задачи в тече­ние конкретного периода времени, направленность на достижение результата.

Также в текст пояснительной записки целесо­образно включить графики, диаграммы, показы­вающие динамику результатов образовательного процесса. Отражение возрастных и индивидуаль­ных особенностей конкретных детей делает данный документ рабочим и свидетельствует о том, что эта часть ООП требует ежегодного обновления.

Зачастую при описании индивидуальных и воз­растных особенностей детей в ООП указывается рас­пределение воспитанников по типам темперамен­та, приводится характеристика семей, соотношение полных и неполных семей воспитанников, уровень образования, социальный состав семьи и пр. Важно учитывать, что данные сведения имеют ценность для ООП не сами по себе, а только в отношении индиви­дуальных особенностей воспитанников, поведения и отношений детей в группе сверстников, их инте­ресов, склонностей к видам деятельности. Поэтому столь широкий взгляд на описание возрастных и ин­дивидуальных особенностей детей представляется нецелесообразным.

Пояснительная записка раскрывает приоритет­ные направления деятельности дошкольного об­разовательного учреждения по реализации ООП. Поэтому создание программы связано также с проблемно-ориентированным анализом реализации приоритетного направления, уточнением его специ­фики. Взаимосвязь основного и приоритетного на­правлений деятельности ДОУ прослеживается в его миссии, подчеркивающей основные отличия данно­го учреждения (организации) от других учреждений (организаций) того же вида. Миссия ДОУ позволяет найти ответ на вопрос: "Что мы можем предложить людям, которые среди множества образовательных предложений выбирают наше?". Уточним, что фор­мулирование или уточнение на основе анализа уже имеющейся миссии дошкольного образовательно­го учреждения не входит в текст ООП. Пример фор­мулирования миссии Государственным бюджетным дошкольным образовательным учреждением ком­бинированного вида г. Санкт-Петербурга представ­лен в приложении 1.

Четкое понимание специфики образовательной деятельности детского сада позволяет отобрать  образовательные программы, обеспечивающие реа­лизацию основного и приоритетного направлений, а затем на их основе определить цели деятельности ДОУ. Пример выбора программ по приоритетному направлению дошкольным учреждением г. Санкт-Петербурга представлен в приложении 2.

Стоит отметить, что в тексте ООП необходимо правильно указывать название примерных основ­ных общеобразовательных программ дошкольного образования, фамилии и инициалы их авторов, место и год издания. К сожалению, в практике проек­тирования ООП эти данные зачастую искажаются.

Выбор и обоснование сочетаемости образова­тельных программ позволяет перейти к формули­рованию целей и задач деятельности дошкольного образовательного учреждения по реализации ООП, которое осуществляется на основе анализа:

  • Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной про­граммы дошкольного образования;
  • Типового положения о дошкольном образова­тельном учреждении;
  • примерной основной общеобразовательной про­граммы дошкольного образования и образова­тельных программ по приоритетным направле­ниям развития детей дошкольного возраста;
  • характеристики возрастных и индивидуальных особенностей детей;
  • образовательных запросов родителей, социума;
  • возможности реализации предназначения ДОУ (его миссии) на основе выбранных общеобразо­вательных программ.

Ответственность за выбор образовательных программ сегодня несет само дошкольное образо­вательное учреждение. В соответствии с приказом Минобрнауки России от 08.04.2005 № 107 "Об экспер­тизе учебников" образовательные программы для дошкольных учреждений не подлежат экспертизе. Недопустимо использовать в образовательном про­цессе две и более примерные основные общеобра­зовательные программы дошкольного образования, выбирая оттуда содержание образовательных обла­стей по принципу "где лучше". Такой подход, к сожа­лению, нередко встречается в практике работы ДОУ, как и использование отдельных разделов (образова­тельных областей) примерных основных общеобра­зовательных программ дошкольного образования в качестве парциальных программ в соответствии с видовым своеобразием дошкольных учреждений. В указанных случаях нарушается целостность при­мерной основной общеобразовательной програм­мы дошкольного образования, следствием чего яв­ляется нарушение целостности образовательного процесса в ДОУ. При некоторой схожести примерных программ, обусловленной требованиями к содержа­нию образовательных областей в рамках ФГТ, каж­дая из них имеет свои особенности, сложившиеся за период существования вариативных комплексных программ дошкольного образования.

В качестве цели выступают обобщенные ожидае­мые результаты реализации ООП, например:

  • формирование у ребенка общей культуры, раз­витие физических, интеллектуальных и личност­ных качеств, формирование предпосылок учеб­ной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста;
  • осуществление необходимой коррекции недостат­ков в психическом развитии детей, развитии речи;
  • укрепление здоровья дошкольников на основе развития двигательных навыков в процессе обу­чения плаванию;
  • воспитание у детей интереса к своей малой ро­дине, ознакомление с достопримечательностями родного края, культурой и традициями;
  • оказание консультативной и методической по­мощи родителям по вопросам воспитания, обу­чения и развития детей.

В указанном в приложении 2 примере прослежи­вается линия: миссия дошкольного образователь­ного учреждения - формулирование основного и приоритетного направлений деятельности - опре­деление целей по реализации основной общеобра­зовательной программы дошкольного образования.

Особенности реализации целей и задач ООП находят отражение в разделах "Организация режи­ма пребывания детей в образовательном учреж­дении" и "Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных об­ластей". Организация режи­ма пребывания детей в ДОУ предусматривает:

  • описание ежедневной организации жизни и дея­тельности детей в зависимости от их возрастных и индивидуальных особенностей и социального заказа родителей, обеспечивающей личностно ориентированные подходы к организации всех видов детской деятельности;
  • проектирование воспитательно-образова­тельного процесса в соответствии с континген­том воспитанников, их индивидуальными и воз­растными особенностями.

Несмотря на то, что ФГТ полностью исключают использование в детских садах учебной модели по­строения образовательного процесса, типичной тенденцией при проектировании ООП во многих регионах стало составление Учебного плана непо­средственно образовательной деятельности, ре­гламентирующего время в часах и минутах на ре­ализацию образовательных областей или детских видов деятельности по дням недели. Создается ана­лог учебного плана, типичного для школьной систе­мы образования. Вряд ли данный подход оправдан, т. к. это искажает основную идею ФГТ - реализацию образовательного содержания внутри детской дея­тельности, отказ от жесткой системы занятий в дет­ском саду. По сути, при составлении учебных планов на сегодняшний день происходит подмена понятия "занятие" термином "непосредственно образова­тельная деятельность". При этом даются ссылки на ст. 6 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образова­нии", согласно которой образовательные учрежде­ния, реализующие образовательный процесс, долж­ны составлять учебные программы и учебные планы. Заметим, что данное положение не относится к сту­пени дошкольного образования, где структура ООП определяется только соответствующими ФГТ.

Более того, ФГТ дают возможность строить об­разовательный процесс детского сада более гибко, природосообразно, максимально используя разви­вающий потенциал детских видов деятельности и современных форм организации образовательно­го процесса ("метод проектов", "творческая мастер­ская", "образовательное путешествие" и пр.). В этом случае раздел "Проектирование воспитательно-образовательного процесса в соответствии с контин­гентом воспитанников, их индивидуальными и воз­растными особенностями" должен показать, каким образом в современных формах образовательного процесса осуществляется интеграция содержания образовательных областей, обеспечивается разви­тие физических, личностных и индивидуальных ка­честв ребенка.

На основе примерной основной общеобразова­тельной программы дошкольного образования сле­дует конкретизировать содержание предлагаемой тематики образовательного процесса, определить основные формы работы над темой, сочетание раз­ных видов деятельности ребенка. Важно выделить итог освоения каждой темы для воспитанника - ин­тересный продукт проектной деятельности, создан­ную обстановку для новой сюжетно-ролевой игры, мини-музей или коллекцию и пр. При проектирова­нии ООП разработчикам необходимо увидеть по­вторяемость и усложнение тем в разных возрастных группах, а также повторяемость содержания темы на протяжении учебного года при освоении новых тем, что обеспечивает возможность прочного усво­ения образовательного содержания в дошкольный период детства.

Так, например, работа по теме "Наша Родина -Россия", как правило, планируется в октябре в свя­зи с подготовкой к празднованию Дня народного единства. В средней группе детского сада эта ра­бота может осуществляться в рамках темы "Наш дом - Россия" и раскрывать особенности жизни людей в стране по аналогии с особенностями жиз­ни людей в доме. В старшей группе акцент может быть сделан на содержании "Мы вместе, мы раз­ные", отражающем многонациональность России, своеобразие и единство проживающих в нашей стране людей. В подготовительной группе основ­ное внимание может быть уделено теме "Дружат люди всей земли", раскрывающей связь России и других стран, схожесть и различия людей, прожи­вающих у нас и за рубежом. Соответственно, для каждой возрастной группы определяется результат освоения темы как продукт, создаваемый детьми и взрослыми (например, оформление эмблемы груп­пы на основе изучения символов России в среднем дошкольном возрасте). На протяжении года тема закрепляется через ознакомление с героями зем­ли российской (былинными, реальными), традици­ями празднования государственных праздников. При проектировании образовательного процесса важно показать единство инвариантной части со­держания и регионального компонента (например, для Санкт-Петербурга значим День Ленинградской победы - 27 января 1944 года, который ежегодно отмечается в городе).

При проектировании образовательного процес­са также необходимо учитывать интересы и особен­ности контингента воспитанников. Следовательно, должна быть предусмотрена возможность организа­ции работы по темам, возникающим в течение учеб­ного года на основе вопросов и пожеланий детей или родителей (законных представителей).

Раздел "Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей", согласно ФГТ, должен содержать перечень необходимых для осуществления воспитательно-образовательного процесса программ, технологий и методических пособий. При проектировании дан­ного раздела важно стремиться к "разумному ми­нимуму", не перегружать образовательный процесс большим количеством программ и пособий.

Нецелесообразно также перегружать данный раздел, как и организационный раздел программы ДОУ, перечнем образовательных областей, с ко­торыми может быть интегрирована каждая образо­вательная область, т. к. номинативное указание на интеграцию не раскрывает ее сущности. Также не стоит переписывать в данный раздел программы задачи работы по образовательным областям для каждой возрастной группы из примерной общеоб­разовательной программы дошкольного образова­ния. Это перегружает содержание текста ООП. Раз­дел "Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей" должен отвечать на вопрос: "Что является основой проектирования воспитательно-образовательного процесса, какие образовательные технологии используются?"

В целом проектирование ООП должно привести к созданию рабочего документа, относительно не­большого по объему (40-60 страниц текста), дающе­го представление о содержании и организации обра­зовательного процесса в конкретном ДОУ, отражать специфику и подчеркивать преимущества образова­тельной деятельности данного учреждения.

Приложение 1

Пример формулирования миссии Государственным бюджетным дошкольным
образовательным учреждением №___________________комбинированного вида г Санкт-Петербурга

"Мы обеспечиваем условия для охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья воспитанников.

Мы предоставляем образовательные услуги, обеспечивающие становление общей культуры воспитан­ников и готовность к обучению в школе на основе развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности.

Мы осуществляем квалифицированную коррекцию недостатков психического здоровья и речевого раз­вития детей.

Мы реализуем оздоровительную программу для детей от трех до семи лет.

Главными ценностями для нас являются укрепление здоровья, всестороннее развитие ребенка с учетом индивидуальных и возрастных особенностей и обеспечение стартовых возможностей для перехода на на­чальную ступень образования.

В нашем дошкольном образовательном учреждении работают высококвалифицированные педагоги, постоянно повышающие свою профессиональную компетентность. Это требует участия в образователь­ном процессе педагога-психолога, руководителя физического воспитания, музыкального руководителя, инструктора ЛФК, учителей-логопедов, осуществляющих развитие, коррекцию, профилактику и оздоров­ление воспитанников.

Мы пропагандируем ценности "семьи", "родительства" и "детства". В нашем дошкольном образователь­ном учреждении взаимодействие с семьями воспитанников осуществляется за счет создания условий для интерактивного общения родителей и детей, выпуска детско-родительского интернет-журнала, оказания консультативной помощи родителям по вопросам психического развития детей и коррекции их речи, оздо­ровления, методической помощи по вопросам воспитания и обучения дошкольников.

Мы разработали и реализовали модель дошкольного образовательного учреждения, ориентированного на культурную среду Санкт-Петербурга. Для этого создали, апробировали и используем парциальную образовательную программу "Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом" и тех­нологию ее реализации. Мы хотим, чтобы в Санкт-Петербурге культурных людей становилось все больше.

В соответствии с миссией приоритетными направлениями деятельности дошкольного образовательно­го учреждения являются:

  • подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе;
  • укрепление здоровья воспитанников посредством обучения плаванию;
  • коррекция недостатков в психическом и речевом развитии дошкольников;
  • развитие интереса к культурному наследию родного города".

Приложение 2

Пример выбора программ по приоритетному направлению
дошкольным учреждением №_____________г. Санкт-Петербурга

"Ведущим компонентом предназначения (миссии) дошкольного образовательного учреждения №_ является обеспечение условий для охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья вос­питанников; развития физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирования предпосылок учебной деятельности. Реализация данного компонента обеспечивается благодаря использованию в обра­зовательном процессе Примерной основной общеобразовательной программы "Детство" / Под ред. Т.И. Ба­баевой, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайловой. СПб.: Детство-Пресс, 2011. Данная программа комплексно пред­ставляет все содержательные линии воспитания и развития детей от трех до семи лет.

Приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения №_ являет­ся осуществление квалифицированной коррекции недостатков психического развития детей, коррекция общего недоразвития их речи. Этому способствует использование в образовательном процессе программ:

  • Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недо­развитием речи: Старшая группа детского сада. М.: МГОПИ, 1993;
  • Каше Г.А., Филичева Т.Б. Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи: Под­готовительная к школе группа. М.: Просвещение, 1987.

В данных программах отражена специфика коррекционно-воспитательного процесса, преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателя.

Приоритетным направлением деятельности дошкольного образовательного учреждения №_ является оздоровление воспитанников. Осуществление данного приоритетного направления может быть успешно выполнено при реализации образовательных областей "Физическая культура", "Здоровье", "Безопасность" Примерной основной общеобразовательной программы "Детство" и использовании программы Вороно­вой К.Е. "Программа обучения плаванию в детском саду" (СПб.: Детство-Пресс, 2003), направленной на об­учение детей дошкольного возраста плаванию, закаливание и укрепление детского организма, создание основы для разностороннего физического развития.

Дошкольное образовательное учреждение №_ создает и применяет на практике модель дошкольного образовательного учреждения, ориентированного на культурную среду г. Санкт-Петербурга. Этому способ­ствует использование в образовательном процессе программы Солнцевой О.В., Кореневой-Леонтьевой Е.В. "Город-сказка, город-быль. Знакомим дошкольников с Санкт-Петербургом" (рекомендована к использова­нию Региональным экспертным советом при Комитете по образованию Санкт-Петербурга в дошкольных об­разовательных учреждениях и учреждениях дополнительного образования Санкт-Петербурга). Программа расширяет и дополняет за счет введения регионального компонента содержание образовательных обла­стей "Социализация", "Познание", "Художественное творчество" Примерной основной общеобразователь­ной программы "Детство".



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль