Подготовка методических материалов для портфолио педагога-психолога ДОУ

18921

Теория без практики мертва, как говорит афоризм. Это хорошо понима­ют в Московском городском психолого-педагогическом университете, где действует программа постдипломного образования психологов -своеобразная «интернатура» для молодых специалистов, помогающая им набраться опыта, отточить навыки, более того - накопить собствен­ные профессиональные разработки. Они становятся основой портфолио, по которому оцениваются результаты стажировки. Рассмотрим, какими должны быть структура и содержание портфолио и на что следует обра­щать внимание начинающему психологу при его подготовке.

В МГППУ успешно апробирована программа постдипломного образования молодых специалистов по практической психологии. Обучение по программе занимает три года и преду­сматривает овладение практическими навыками под руко­водством наставника-супервизора на специально подготов­ленных стажировочных базах. В течение этого времени молодой педагог-психолог, выпускник вуза, может накопить соб­ственные методические разработки и оформить портфолио, кото­рое в конце обучения, при аттестации, позволит оценить уровень его профессиональной готовности к самостоятельной продуктив­ной деятельности.

Эти методические разработки, или кейсы, могут представлять собой описание работы со сложными профессиональными слу­чаями, обоснование деятельности, изложение рефлексии по работе с этими случаями. В качестве иллюстраций могут прилагать­ся видеоматериалы по проведению отдельных мероприятий (диагностики, консультации, коррекционно-развивающего заня­тия). Видеоматериалы могут сопровождаться комментариями, де­монстрирующими умение анализировать работу, отражающими факты ее эффективности.

Что такое кейс?

Кейс (от англ. case - случай, коробка, папка с бумагами) - это подборка материалов по проблеме и их систематизация, позволяющая получить представление о ситуации, привлекшей ваше внимание.

Главное - кейс должен заключать в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, проанализировать, а также предло­жить ее решение, обоснованное рядом условий и критериев.

Хороший кейс - это не просто качест­венное описание рабочей проблемы. Это информация, изложенная таким способом, чтобы читатель погрузился в ту же самую ситуацию, что и сам создатель кейса, когда он впервые столкнулся со сложным слу­чаем.

Три основных этапа составления кейса: исследование, анализ и фактическое напи­сание.

Содержание описываемой моло­дым специалистом рабочей психо­логической ситуации может быть разным, в зависимости от рассма­триваемой проблемы. Объект описа­ния любой: ребенок, семья или груп­па детей. Учитывается умение делать обобщения и выводы, владение спе­циальной терминологией, соблюде­ние этических стандартов и границ компетентности.

Компетентность оценивается по следую­щим критериям:

  • правильность постановки целей и задач;
  • адекватность использования практических техник;
  • умение интерпретировать полученные материалы, выделять показатели результа­тивности, давать рекомендации доступным образом и т. д.

Структура кейса:

  • состоит из двух частей - теоретической и практической;
  • имеет название по теме рассматриваемой проблемы с указанием статуса и/или возраста клиента (клиентов). Например: "Психологическая помощь при страхах ребенка дошкольного возраста", "Подготовка к школе ребенка, имею­щего особенности в развитии", "Работа с родителями аутичного ребенка" и т. п.В теоретической части дается обоснование работы с проблемой:
  • общая характеристика проблемы;
  • онтогенез и более подробное описание проявления проблемы;
  • общая схема диагностики, коррекционной и/или развивающей работы по данной проблеме, перечисление наиболее подходящих методов и приемов работы;
  • список литературы, к которому обращается специалист по данной проблеме.

В практическую часть входят:

  1. Описание проблемы, психологической ситуации, первичного запроса представляемого случая.
  2. Первичная гипотеза для решения проблемы.
  3. Описание методов диагностики заявленной рабочей ситуа­ции, обоснование индивидуально-личностного подхода. Интер­претация полученных диагностических материалов.
  4. Уточнение гипотезы проблемы и формулирование плана ее решения.
  5. Описание системы психологической помощи в данной ситуа­ции (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций):
    1. для иллюстрации навыков оказания психологической помощи демонстриру­ется коррекционное и/или развивающее занятие (желательно видеосъемка), а также прилагается комментарий с самоанализом;
    2. для иллюстрации навыка консультирования прилагается видеосъемка сеанса консультирования и комментарий с самоанализом.
  6. Описание результатов проведенной психологической ра­боты.
  7. Описание рекомендаций родителям, педагогам по дальней­шему сопровождению клиента (клиентов).
  8. Изложение рефлексии собственной работы психолога по данному случаю (что получилось, что не получилось, причины ус­пехов и неудач, отношение к работе, что в ней можно улучшить, самокоррекция и т. д.).

Выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации -это перевод первичного запроса в адекватный и построение пра­вильной гипотезы. Для примера рассмотрим ситуацию. К психоло­гу детского сада обратилась мама по поводу своего сына Ивана (4,5 года). Со слов мамы, воспитатели отмечают агрессивные вспышки в его поведении, во время которых он совершенно не способен себя сдерживать. Мальчик может ударить сверстника тем, что в данный момент находится у него в руках. При этом он совершенно не реагирует на замечания воспитателей и их попыт­ки вмешаться в конфликт. Ваня никогда не признает свою вину, по его словам, виноват кто угодно, только не он.

Ваня - единственный и желанный ребенок в полной семье, ро­жденный достаточно поздно. Родители его очень любят, считают необыкновенно умным, красивым и способным. Как сказала мама, на занятиях сын демонстрирует широкий кругозор, высокие интел­лектуальные способности. Ребенок имеет приятную внешность, он открытый, эмоциональный, общительный, склонный к демонстра­тивности, в отношениях со сверстниками активный, стремится к лидерству. При этом, по маминым словам, еще несколько месяцев назад агрессивного поведения у мальчика не было.

Запрос мамы выражался в том, чтобы психолог выяснила, поче­му возникла проблема агрессии, и дала рекомендации, как взаимо­действовать с сыном, чтобы вернуть его послушное поведение. Дословно запрос был таким: "Сделайте что-нибудь, чтобы он начал наконец-то опять нормально общаться с детьми".

ПРЕДПОЛОЖИВ, ЧТО РЕЗКОЕ ИЗМЕНЕНИЕ В ПОВЕДЕНИИ РЕБЕНКА ПРОИЗОШЛО НЕ ТАК ДАВНО, ПСИХОЛОГ ВЫЯСНЯЕТ, ЧТО ЖЕ СЛУЧИЛОСЬ ЗА ЭТО ВРЕМЯ

Запрос мамы о возвращении спо  койствия и послушания сына - это  первичный запрос. Получив его и  предположив, что резкое изменение в поведении ребенка произошло не так давно, психолог выясняет, что же случилось за это время. В последующем диалоге с мамой психолог узнает, что после летнего отдыха мальчик перешел в дан­ное ДОУ из логопедического детского сада. По словам мамы, в ран­нем возрасте у него наблюдалась задержка развития речи, что яви­лось причиной направления его в коррекционное учреждение. Следует заметить, что Ваня очень старался на занятиях с педагога-ми-дефектологами, мама и папа тоже выполняли все их рекомен­дации по развитию ребенка. И в результате - резкий скачок в раз­витии: Ваня быстро достиг уровня возрастной нормы и даже превысил его. В логопедическом саду воспитатели ставили его в пример сверстникам практически во всех видах деятельности. "Он был лучшим" - по словам мамы.

Далее психолог предположила, что проблемы с поведением у ребенка стали следствием затянувшейся адаптации к новому образовательному учреждению, где не сразу и безоговорочно при­знали его способности. Агрессию ребенок выражал по отношению к тем, кто более успешен, чем он. Завышенное отношение родите­лей к способностям Ивана и, как следствие, неадекватная само­оценка вызывали внутреннее несоответствие действительности. Ребенок привык быть «лучшим» среди заведомо слабых интеллектуально детей, ему трудно перестроиться на детскую аудиторию «возрастной нормы». Решение данной проблемы было построено совсем по-другому, нежели представлялось вначале, при первич­ном знакомстве. Адекватный запрос к психологу от мамы должен быть сформулирован следующим образом: «Помогите мне научить сына нормально общаться с детьми, адекватно реагировать на конкуренцию, без занижения его самооценки». Это и есть перевод первичного запроса в адекватный.

На следующем этапе специалисту необходимо сосредоточить­ся на правильности построения гипотезы, т. е. предположения ис­тинных условий развития проблемной ситуации и путей их кор­ректирования.  При  этом  необходимо  учитывать результаты психологической диагностики. Желательно, чтобы сбор диагности­ческой информации осуществлялся из разных источников. В част­ности, в приведенном выше примере нужно побеседовать не толь­ко с мамой, но и с воспитателем, самим ребенком, а также посмотреть медицинскую карту: в ней могут быть важные данные -как часто болеет ребенок, не стоит ли на учете у какого-либо врача, как происходило развитие в раннем возрасте и т. д. Все это помо­жет выстроить четкую гипотезу проблемы.

НУЖНО ОБОБЩИТЬ ПОЛУЧЕННЫЕ ДАННЫЕ И СДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ,  ОБОСНОВЫВАЮЩИЕ ВЫБОР КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ    

Описывая этот этап, нужно обобщить     полученные данные и сделать выводы,     обосновывающие выбор коррекционно-развивающей программы. Предлагается приложить в качестве примера умения вести профессиональную документацию, психологические заключения на 1-2 детей. В зави­симости от решаемой проблемы, поставленных целей и задач про­грамма работы может быть короткой или продолжительной, по­строенной как на основе готовых известных технологий, так и с использованием авторских приемов. Если технологии известные, то достаточно указать их. Если программа предназначена для инди­видуального случая - необходимо описать применяемые техники и обосновать целесообразность их использования. В любом случае нужно представить планы-конспекты 1-2 типовых занятий, конкре­тизировать условия их проведения.

В ходе коррекционно-развивающих занятий педагогу-психологу важно отслеживать динамику проявления проблемы. Возможны про­межуточные диагностические процедуры, которые нужно описать и указать их результат. На основе диагностики может понадобиться корректирование самой программы. Тогда  следует внести в описание эти изменения и сопоставить их с начальными целями и задачами.

­ЖЕЛАТЕЛЬНО ДАТЬ РЕКОМЕНДАЦИИ НАИБОЛЕЕ ДОСТУПНЫМ ОБРАЗОМ, УЧИТЫВАЯ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РАЗНЫХ ЛЮДЕЙ 

Подводя итог, специалист должен выделить показатели резуль­тативности работы, проанализировать не только изменения, про­изошедшие в процессе решения проблемы, но и профессиональ­ную деятельность психолога, что покажет его умение видеть причины успеха и возникающие сложности. Для логического за­вершения работы должны быть предложены рекомендации по дальнейшему конструктивному взаимодействию социального окружения (педагоги, родители, сверстники) с ребенком, семьей, группой. Желательно дать рекомендации наиболее доступным об­разом, учитывая особенности восприятия разных людей.

Пример оформления кейса по теме: "Работа педагога-пси­холога детского сада с ребенком, проявляющим синдром гиперактивности с дефицитом внимания (СДВГ)"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль