Выявление проблемных зон в родительском стиле воспитания

8739
Родители должны уметь многое: понимать ребенка и контролировать его, учить, развивать способности и быть на равных в игре и развлечении, держать дистанцию (и учить ребенка охранять границы своего личного пространства), сопереживать ребенку. Задачи родительства постоянно меняются по мере разви­тия ребенка, изменения условий жизни семьи и т. д. Поэтому вполне естественно, что родители не могут успешно выполнять все требования, которые к ним предъ­являются. Данный материал поможет им лучше разобраться со своими сильными и слабыми сторонами в воспитании детей. На родительском собрании или на ин­дивидуальной встрече педагог может предложить мамам и папам обучающихся выполнить несколько заданий, а потом совместно проанализировать результаты.

Упражнение "Я хочу от себя..."

Просим вас выбрать из нижеперечисленных характеристик пять, которыми вы как родитель хотели бы обладать.

  1. Создавать наилучшие условия для поддержания здоровья ребенка, забо­титься о его питании и правильном образе жизни.
  2. Договариваться с ребенком о выполнении обязанностей без особого при­нуждения и повышения голоса.
  3. Уметь играть с ребенком в увлекательные для него игры, интересно про­водить досуг с ребенком.
  4. Выражать привязанность дошкольника к родителям, не стесняясь в проявлении чувств.
  5. Находить оптимальные способы объяснения сложных учебных заданий, поддерживать ребенка в учебных делах.
  6. Сохранять неприкосновенность своей территории от детских "посяга­тельств", устанавливать границы общения.
  7. Принимать взросление ребенка и неизбежность его отделения, усиления влияния других людей.
  8. Поддерживать ребенка даже в неоднозначных ситуациях, находить воз­можность принять ребенка и быть ему опорой даже в ситуации отвержения.
  9. Стимулировать успехи ребенка в спорте, искусстве, других видах деятель­ности.
  10. Вместе делать сложные задания и домашнюю работу, быть "в команде" с ребенком.
  11. Быть справедливым, наказывая ребенка, находить действенные способы его порицания и поощрения, уметь оценивать ребенка, не унижая его.
  12.  "Отпускать" ребенка, доверять его способности постоять за себя.
  13. Быть способным решать материальные проблемы, связанные с ребенком: обучение, медицинское обслуживание, покупка необходимых вещей.
  14. Последовательно предъявлять требования, уметь разъяснять ребенку, почему эти требования важны.

Перечисленные характеристики описывают шесть наиболее значимых ро­дительских функций, по исполнению которых оцениваются родители, например, в развитых странах Европы. Определите, какие функции для вас оказались важ­ными.

Базовые потребности (вопросы 1, 13) - материальная сторона родительства, обеспечение базовых потребностей ребенка. Если вы выбираете оба утверждения, то вы считаете себя или ограниченными в своих ресурсах, или, наоборот, придае­те материальной стороне родительства особое значение и считаете, что деньги решают очень многое.

Контроль за ребенком (2, 11) - установление запретов и ограничений, мо­ниторинг того, как ребенок придерживается установленных правил. Если вы вы­брали оба утверждения, то тема контроля за ребенком и психологической "платы" за такой контроль для вас важна - например, вам трудно определиться с тем, как действенно наказывать и поощрять ребенка.

Эмоциональная связь с ребенком (4, 8) - суть детско-родительских отно­шений, практически не поддается специально направленному "взращиванию". Если вы выбрали оба утверждения, то для вас важно получить признание от само­го ребенка, эмоциональная близость значимее многих других аспектов отношений. Если ребенку меньше 7 лет, эмоциональная связь воспринимается как само собой разумеющийся компонент. Если ребенок старше 13 лет, то родитель стремится сохранить эмоциональную связь, которая ослабевает.

Если же вы не выбрали ни одно из этих утверждений, то, возможно, ваши отношения с ребенком строятся на иной основе, например, понимании, вдумчивом отношении. В этом случае вам важно проработать вместе с ребенком в доступной для вас и для него форме складывающиеся отношения.

Стимуляция развития, поддержка познавательной активности ребенка (3, 5, 9) - формирование среды, в которой ребенок может проявить свои способ­ности; регулярные занятия с ним; приоритет его образования. Если вы выбрали два или три утверждения из этой группы, то, возможно, задача образования ре­бенка актуальна, но трудно решаема.

Стабильность (10, 14) - устойчивость, прозрачность, понятность требований, предъявление требований в такой манере, которая адекватна детскому восприя­тию, предсказуемость поведения членов семьи, понимание последствий действий в контексте отношений. Чем больше родитель ориентирован на стабильность, тем более уверенным он себя чувствует, поскольку стабильность предполагает обще­ние, свободное от манипуляций и жестких принуждений.

Определение границ (6, 7, 12) - эта функция решающая для развития само­стоятельности подростка, часто она упускается из виду, хотя именно границы имеют особое значение - и ребенок, и родитель предпринимают попытки нарушить границы другого и сталкиваются с самыми разными реакциями.
Несомненно, чем старше ребенок, тем больше разных функций требуется выполнять родителю, и тем больше конфликтов при выполнении несогласованных функций, например, при установке одновременно эмоционально теплого контак­та и границ. Родителю важно уйти от стремления соответствовать всем требова­ниям сразу, но необходимо понять, что получается хорошо, а что требует повы­шенного внимания или даже частичного делегирования.

Вопросы для обсуждения с родителями:

  • Какие функции должны реализовываться всеми взрослыми членами семьи?
  • Какие из функций, на ваш взгляд, могут выполнять не родители, а другие члены семьи?
  • Выполнение каких функций время от времени было бы хорошо делегиро­вать специалистам?
  • Какие функции вызывают напряжение?

Комментарии к обсуждению: в некоторых семьях за родителями закреп­ляются разные функции (например, один из родителей берет на себя функцию контроля, а другой - стимуляцию развития ребенка); в других семьях родители и другие взрослые гибко распределяют функции (например, тот родитель, у которого есть время, берется за проверку домашних заданий или играет с ре­бенком, а на следующий день другой родитель делает то же самое). Однако безопасность, эмоциональная привязанность и установление границ - те функ­ции, которые реализуются каждым членом семьи, это основа коммуникации ребенка и взрослого. Исполнение функций зависит и от стилей родительства. Психологи выделяют самые разные подходы к их описанию. В данном случае стили описываются с точки зрения соотношения значимости процесса и резуль­тата воспитания для воспитывающего. Выбор приоритетных функций связан не только с актуальными проблемами ребенка, но и с виденьем ценностей. Напри­мер, чем "процессуальнее" ценности, чем больше человек ориентирован на радость в жизни, сопереживание, понимание других, тем более важными могут оказаться для него такие ценности, как эмоциональные отношения, границы. А чем больше он ориентирован на успех, достижение признания, тем более явственно будут проступать такие функции, как контроль, стимуляция развития. Интеграция функций в систему ценностей родителя формирует стиль родитель­ства и доступный родителю репертуар стилей.

Процесс воспитания - собственно сама совместная жизнь с ребенком, со-пе­реживание и со-деятельность. Значимость процесса воспитания проявляется в том, что для родителя важно "здесь и сейчас": взаимодействие с ребенком, эмоции и чувства, опыт совместной деятельности. Результат воспитания - успехи и неуда­чи ребенка, то, чего он достигает в освоении навыков, компетенций, как происхо­дит его социализация. Значимость результата воспитания проявляется в том, что родитель легко формулирует свое "кредо": к чему он готовит ребенка, какими целями руководствуется. И процесс, и результат одинаково важны для родителя и ребенка, но часто вступают в конфликт - далеко не во всех ситуациях можно (и нужно) находить баланс между процессом и результатом воспитания. Например, в ситуации конфликта ребенка и педагога чрезмерная ориентация на результат может привести к тому, что родитель упустит из виду переживания ребенка, будет настаивать на учебных результатах вместо того, чтобы вслушаться в его пережи­вания. Или в ситуации, когда ребенок испытывает разочарование (например, из-за несчастной любви), родитель, ориентированный на результат, может недо­умевать - что ему делать, как помочь ребенку?

Часто в семье родители распределяют между собой функции фокусирования на процессе и на результате воспитания. Если вы вспомните сериал "Моя прекрас­ная няня", то папа детей как раз был ориентирован на результат, тогда как няня - на процесс жизни и сопереживания детям. С одной стороны, такое распределение дает детям шанс получить разный опыт, иметь гарантию понимания и стимуляции развития. С другой стороны, неизменно приводит к столкновению взрослых в вопросах воспитания ребенка.

По соотношению "процесс - результат" можно выделить пять основных стилей родительства:

  • альтруистическое родительство - преобладает роль процесса;
  • доминирующее родительство - преобладает результат;
  • индивидуализация воспитания - согласованно высокое значение процес­са и результата;
  • кооперация и коллективно-распределенная деятельность - баланс про­цесса и результата;
  • контракт и четкие рамки отношений - минимальная представленность результата и процесса.

На рисунке приведено распределение этих стилей по соотношению резуль­тата и процесса воспитания.

Альтруистическое родительство основывается на принятии ребенка и поддержке эмоциональной связи между ним и родителем. Как ни странно на первый взгляд, родители, придерживающиеся этой стилистики, справляются и с функцией выстраивания границ - потому что альтруизм в отношении ребенка не может быть реализован без альтруизма в отношении себя. Такие родители умеют ненавязчиво и вдумчиво делить ответственность с ребенком.

Процесс ← Альтруизм - Индивидуализация - Кооперация - Контракт - Доминирование → Результат

Распределение стилей родительства по соотношению результата
и процесса воспитания

Особенность альтруистического родительства заключается в принятии виденья ситуации ре­бенком - и вместе с тем в наделении его ответственностью за это виденье. В каче­стве примера такой стилистики можно указать на поведение мамы, которая вос­питывала 10-летнюю девочку, переболевшую лейкемией и находящуюся в стадии ремиссии. Девочка была вынуждена принимать препараты, которые влияли на ее вес - из-за лечения она была полненькой и переживала по этому поводу. Время от времени она старалась избежать приема препаратов. Мама знала об этом -и говорила девочке примерно следующее: "Наверное, я могу только немного по­нять тебя - потому что когда мне было 10-12 лет, я тоже не была образцом стройности. Но тебе еще тяжелее - потому что от природы ты очень стройная, а вынуждена оставаться бабочкой в коконе из таблеток. Но я очень волнуюсь за твое здоровье. Тебе решать - сейчас не пить таблетки и заболеть или еще ка­кое-то время потерпеть, а потом сбавить вес". Родитель-альтруист принимает поведение ребенка и спонтанно делится своими переживаниями. Наша культура не очень располагает к такой стилистике родительства - скорее, от родителя ждут изощренных принуждений и умения контролировать ребенка, тогда как альтруист встанет на сторону ребенка, просто будет рядом с ним в самые трудные моменты. Как показывает опыт, в тяжелых ситуациях альтруизм "пробивается" - через не­ожиданное понимание ребенка, сочувствие ему, эмпатию (разделение пережива­ний) и т. д. В зависимости от того, каким сочетанием свойств нервной системы вы обладаете, вы можете найти свой способ усиления альтруизма. Обладателям сла­бой нервной системы, благодаря высокой чувствительности, быть альтруистом легче, чем тем, у кого нервная система сильная. Вместе с тем высокая чувствитель­ность может усилить мнительность и эгоцентризм, поэтому важно работать над рационализацией своих способов анализировать коммуникацию с ребенком. Обладатели сильной нервной системы также нуждаются в специальной работе над усилением альтруизма в воспитании ребенка - для этого следует давать боль­ше воли своим переживаниям, умерять стремление добиваться контроля и доми­нирования.

Доминирующее родительство, с точностью до наоборот, основано на убеж­денности родителя в том, что ему лучше ребенка известно, что следует делать, в каком направлении двигаться, а самое главное - как достигать результата. До­минирующий родитель настаивает на своем, находит аргументы, чтобы убедить ребенка последовать его точке зрения. Такой родитель может отлично справлять­ся с задачей контроля и стимуляции развития ребенка. Важным условием доми­нирующей стилистики становится последовательность - если родитель берется детально разработать решение проблемы, то он должен быть рядом с ребенком от начала до конца. Так, в одной семье сын-подросток был поставлен на учет дет­ской комнатой милиции - из-за неоднократных мелких краж в магазине и участия в хулиганских выходках на улице. Родители поставили условие, чтобы ребенок возвращался домой в 6 вечера и с этого момента находился только в пределах дома. Они не остановились только на ограничительных мерах, а детально распи­сали жизнь ребенка в "заточении"(как сам ребенок назвал свое пребывание в доме вечерами). Родители нагрузили подростка домашней работой, в т. ч. и руководством младшими детьми, и жестко его контролировали, соизмеряя меру поощрения (игры на компьютере) с тем, насколько тщательно подросток выполнял свои обя­зательства. Был определен испытательный срок - три месяца, после которого время возвращения домой было сдвинуто до 8 вечера. Спор о том, насколько доминирующее родительство хорошо и резонно, длится много лет. Например, почти во всех семьях, которые воспитывают детей с серьезными хроническими заболеваниями, в период обострения болезней родительский стиль приобретает все черты доминирующего: ведь родители опасаются за жизнь ребенка.

Научиться доминировать, быть уверенным и убедительным - также непросто, как и быть альтруистом, особенно, если вы обладаете слабой нервной системой (и вам легче промолчать, чем сказать, что следует делать по-другому). Тем не менее при недостатке доминирования родителю следует руководствоваться идеей ба­ланса уважения между ребенком и родителем. Важно не путать умение домини­ровать с безошибочностью - будьте готовы признавать ошибки и показывать их неизбежность, уверенно работайте со своими пробелами, и постепенно вы при­обретете нужную долю доминирования в коммуникации с ребенком.

Индивидуализация - один из самых интенсивных стилей родительства, когда родитель посвящает все свое время ребенку, вслушиваясь в него, стремясь распознать способности и склонности, а затем выстроить план поддержки задат­ков ребенка. Такая стилистика в равной степени присуща как семьям, в которых воспитывается одаренный ребенок, так и семьям, которые ставят своей задачей максимальную социализацию и интеграцию в окружающую среду ребенка с огра­ниченными возможностями. Такое интенсивное родительство предъявляет зна­чительные требования и к выносливости/работоспособности ребенка. Наилучшим образом в рамках такой стилистики решаются задачи стимуляции развития, кон­троля за ребенком и обеспечения его безопасности. Однако выстраивание границ и эмоциональная близость оказываются в проигрыше - по сравнению даже с до­минирующей стилистикой (в доминирующей стилистике отношения между ребен­ком и родителем достаточно тесные, хотя часто и перерастают в конфликтные, но именно в конфликтной ситуации хорошо обозначаются границы и проявляются чувства). Семья, которая обладает значительными ресурсами, может выбирать такую стилистику для компенсации многочисленных отставаний развития, нако­пившихся за предыдущие периоды. Так, одна семья воспитывала девочку с сохран­ным интеллектом, но по воле обстоятельств обучавшуюся в интернате 8 вида -это означало, что девочка существенно отставала в освоении учебной программы от сверстников. Она была помещена в семью весной, и до начала учебного года родители расписали график работы с девочкой специалистов (психологов и педа­гогов), поскольку психолог дал заключение о том, что ребенок вполне может быть подготовлен к обучению в общеобразовательной школе по массовой программе. В сентябре девочка пошла в обычную школу, в класс, соответствующий ее возрасту. Однако процесс адаптации ребенка к семье был затянут - поскольку девочка была сосредоточена на учебной деятельности, общение с родителями носило жестко заданный характер, и эмоциональные связи развивались дольше.

Открытым вопросом данного стиля остается цель - ради чего родитель вкла­дывается, действительно ли планируемый результат настолько важен. Что стоит за последовательной требовательностью родителя к себе и ребенку - стремление обучить ребенка важным компетенциям или стремление доказать свою состоя­тельность как родителя? Важно постоянно прислушиваться к этому довольно опасному намерению - ведь, увлекшись ролью состоятельного родителя, легко утратить чувствительность к самому ребенку.

Кооперация или коллективно-распределенная деятельность основана на равно активном участии ребенка и родителя в решении проблем - от разде­ленного видения ситуации до согласованного решения о путях преодоления проблемы. Кооперация требует много терпения - пожалуй, больше, чем любой другой стиль родительства. Во-первых, важно научиться спрашивать ребенка о его желаниях. Во-вторых, важно идти за темпом ребенка в распознавании про­блемной ситуации, способов ее решения. Наконец, важно настраиваться и на скорость ребенка в реализации плана. Так, одна мама, дизайнер интерьеров, ре­шила вовлечь сына в обустройство его комнаты, выбор цветового решения, мебе­ли и т. д. Предполагалось, что мальчик (которому было 9 лет) сумеет участвовать и в ремонте комнаты. На первых порах ей хотелось указывать на недочеты ребен­ка в подборе цветов и материалов, но она решила, что мальчик может учиться на своих ошибках, и от мега-плана обстановки комнаты перешла к мини-плану - обу­стройству рабочего места, затем места для сна и т. д. Через полгода комната мальчика была обустроена "совершенно по-дизайнерски", а между мамой и сыном установились партнерские отношения. Такая стилистика во многом универсаль­на - поскольку позволяет выполнять самые разные функции родительства. Тем не менее она требует вовлеченности всех членов семьи, их готовности регулярно принимать участие в таких действиях.

Контракт между ребенком и родителем может казаться циничным и непри­емлемым, но развитие отношений может происходить по-разному, и, например, после разрыва отношений и длительного отчуждения между ребенком и родите­лем контракт - вполне возможная стилистика для старта или рестарта.

Несомненно, каждый родитель владеет репертуаром стилистик. Например, многие родители сочетают кооперацию и доминирование - особенно если речь идет о воспитании детей подросткового возраста. Еще одно распространенное сочетание - альтруизм и кооперация - когда семья реализует альтернативный с общепринятой точки зрения подход к воспитанию ребенка.

Помощь специалистов в воспитании детей

Во многих американских пособиях по воспитанию цитируется африканская поговорка: "Требуется целая деревня, чтобы воспитать одного ребенка". Но российские родители (а иногда и профессионалы) считают, что помощь специалиста нужна, только если в семье что-то не в порядке, а эффективная семья - та, которая сама справляется с решением задач и не нуждается в помощи профессионалов.

Однако очень трудно выполнять все функции родительства с одинаковым успехом.

Вопросы для обсуждения с родителями:

  • Еще раз вернитесь к упражнению и вашим ответам. Какие функции роди­тельства реализуются в семье лучше, какие хуже?
  • Для выполнения каких функций вам требуется разовая помощь специа­листов, а какие функции потребуют более длительного взаимодействия со специалистами и службами?

Комментарий к обсуждению: взаимодействие семьи и служб может разви­ваться как по инициативе семьи, так и по инициативе служб: например, родители могут искать помощи, а службы - активно контролировать работу родителей. Выбор в пользу инициативного поиска помощи со стороны служб может помочь в налажи­вании контакта с профессионалами, а может и навредить - если службы не склоны к активному сотрудничеству. Тем не менее задача родителей - создать вокруг своей семьи помогающую сеть, которая держит семью в непростые периоды.

Вопросы для обсуждения с родителями:

Ниже перечислены разные способы поиска служб. Какими способами вы пользуетесь, а каким нет?

  • поиск по "сарафанному" радио - через друзей, других родителей;
  • поиск через рекомендации других специалистов, например, врач-невро­патолог может рекомендовать психолога или логопеда;
  • поиск в Интернете сайтов организаций, установление самостоятельного контакта;
  • через родительские сообщества и объединения, обращаясь в обществен­ные организации родителей.

Комментарий к обсуждению: каждый из указанных способов имеет свои плюсы и минусы, и возможно, стоит использовать комбинации разных способов, чтобы получить доступ к нужным специалистам. Неформальные контакты с работ­никами служб через друзей и знакомых создают риски доверия к специалисту, кроме того, далеко не всегда друзья готовы поделиться тем, что и они сталкивались с трудностями, а значит, они будут не готовы и рекомендовать вам подходящего профессионала.

Рекомендация другими специалистами своих коллег имеет свои плюсы, осо­бенно в том случае, если вам нужна комплексная помощь. Вместе с тем вы можете получить специалиста, который будет смотреть на вашу ситуацию с той же точки зрения, что и рекомендовавший, тогда как вам может быть нужен альтернативный подход. Самостоятельный поиск через Интернет, тематические порталы и сайты служб помогает оценить спектр предложений, однако вам придется вы­работать свои "фильтры" для отбора организаций и специалистов. Следуйте реко­мендациям:

  1. Не полагайтесь на специалиста, который гарантирует успех за короткий период времени - большинство проблем развития ребенка не предполагает до­стижения моментального эффекта.
  2. Старайтесь найти службу, которая вместе с услугами диагностики и опре­деления причин проблем предлагает и помощь, например, услугу дневного пре­бывания, занятия, консультации.
  3. Обращайтесь в центры, которые осуществляют комплексную поддержку и предлагают командную помощь, например, кооперацию врача и психолога, лого­педа и дефектолога.
  4. Ориентируйтесь на службы, которые стараются выяснить вашу точку зрения, первично больше задают вопросы, чем предлагают рекомендации.
  5. Не стесняйтесь спрашивать о политике конфиденциальности - о том, как сохраняется информация, по каким правилам она передается в другие службы.

ПОДПИСКА 2012

"СПРАВОЧНИК ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА. ШКОЛА"

Новый ежемесячный журнал по информационному сопровождению профессиональной деятельности педагогов-психологов школ.
Основные рубрики:

  • Регламент работы.
  • Психологическая диагностика.
  • Консультирование.
  • Психокоррекционная и развивающая работа.
  • Психологическая коммуникация.

Лучшее из практики психолого-педагогической работы!

__________________________________________________Отдел по работе с клиентами
Тел.: (495) 937-9082,933-6317, факс: (495) 933-5262, e-mail: ap@mcfr.ru

Подписные индексы:

«Роспечать» - 80804, «Почта России» - 12607, «Пресса России» - 44949
Письма в редакцию присылайте на электронный адрес: pp@mcfr.ru

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль