"Дни права" в образовательном учреждении

20408
Уже в раннем возрасте детям необходимо прививать основы правовых зна­ний, формируя четкое представление не только о правах, но и об обязанно­стях, ответственности. Важно воспитывать обучающихся в духе неукосни­тельного соблюдения законов. Авторы статьи делятся опытом проведения в школе "Дней права".

Е.Я. Щербакова,
социальный педагог МОУ "Большереченская СОШ № 2", пос. Большеречье Омской области,

Г.А. Попова,
учитель обществознания МОУ "Большереченская СОШ № 2", пос. Большеречье Омской области

Концепцией модернизации российского образования до 2020 г. в качестве ос­новного результата обучения в школе предусмотрено формирование личности мо­лодого человека, умеющего жить в гражданском обществе и правовом государстве, нести ответственность за собственное благополучие и благополучие общества. В этой связи актуальной становится проблема формирования правовой культуры учащихся.

Изучение прав в совокупности с обязанностями и ответственностью каждого школьника как юного гражданина создает возможность для формирования пра­вовой личности в правовом государстве.

Сегодня многие школьники имеют недостаточный уровень правовых знаний, умений, опыта законопослушного поведения, правовой компетентности.

Проект "Дни права" - это комплекс мероприятий, направленный на форми­рование правовой культуры современных школьников, родителей и педагогов образовательного учреждения (далее - ОУ) и организацию их совместной дея­тельности.

Цель проекта: создание условий для повышения правовой культуры участ­ников образовательного процесса. Задачи:

  • организовать мероприятия, направленные на формирование правовых знаний;
  • обеспечить вариативность получения правовых знаний;
  • привлечь специалистов различных государственных и общественных организаций к реализации проекта;
  • создать банк методических разработок по данной теме.

Целевая группа:

  • учащиеся 1-11-х классов;
  • педагоги ОУ;
  • родители.

Срок реализации проекта: ноябрь - декабрь 2012 г.

Формы работы: уроки толерантности и права, тематические классные часы, конкурсные и игровые программы, выставки творческих работ, тренинги, семинар для классных руководителей, "Родительский час", интернет-олимпиада, викторины, открытый урок по праву, выставка литературы, флешмоб.

Предполагаемые результаты:

  • организация мероприятий, направленных на формирование правовых знаний;
  • участие в конкурсах по данному направлению;
  • создание и использование методической базы по изучению прав ребенка и взрослого;
  • дальнейшее развитие проекта.

Реализация проекта возможна при соблюдении следующих условий:

  1. Участия педагогических кадров и социальных партнеров.
  2. Обеспеченности техническими средствами.

Деятельность организаторов и участников проекта строится в соответствии с принципами:

  • открытости - участником проекта может стать любой желающий;
  • развития - деятельность в рамках проекта направлена на развитие лич­ности и ее правовой культуры;
  • взаимодействия - обеспечение тесного взаимодействия между участни­ками и исполнителями проекта;
  • сотрудничества - создание благоприятных условий для всех участников проекта.

Механизмами реализации проекта выступают следующие виды деятельности, которую организуют исполнители проекта: диагностическая, просветительская, консультативная, коммуникативная, волонтерская, научно-методическая.

В ходе реализации проекта использовались разнообразные формы работы:
Уроки толерантности "Мы разные, но мы вместе".
Уроки для младших школьников были направлены на решение следующих задач:

  • привлечение внимания детей к одноклассникам;
  • воспитание чувства уважения друг к другу;
  • знакомство с понятием толерантности;
  • развитие умения общаться с разными людьми.

Ребятам в простой игровой форме рассказывается, как приятно и радостно, когда тебя принимают и понимают окружающие. Чем раньше дети осознают, что надо уважать каждого человека, независимо от его одежды или внешности, при­нимать его таким, каков он есть, тем скорее в их среде общения будет меньше агрессии. Родители и педагоги не могут постоянно находиться рядом с ребенком, защищая его от опасности, в т. ч. от агрессии сверстников. Прививая основы доб­рого отношения к окружающим, можно укрепить дружбу и взаимную поддержку между одноклассниками.
Выставка творческих работ "Права ребенка в рисунках детей".
Уроки правовых знаний - "Детство без насилия", "Мои права и обязанности", "Имею право на права", "Конвенция ООН о правах ребенка". Цель уроков: правовое просвещение школьников; выработка умений противостоять жестокому обраще­нию среди подростков и в семье.Просмотр и обсуждение слайд-фильмов "Наши права и обязанности","Твой правовой статус".
Тематические классные часы:

  • "Азбука прав и обязанностей несовершеннолетних";
  • "Счастлив тот, кто счастлив дома";
  • "Право на имя";
  • "Я ребенок, я имею право".

Школьники на классных часах изучают права и обязанности человека, которые должны соблюдаться в обществе. Они узнают и смысл таких понятий, как право­нарушение, преступление, наказание, выбор, права, обязанности.

Тематическое мероприятие "Твои права" проводится с целью обобщения знаний детей об основных правах, закрепленных в Семейном и Гражданском ко­дексах РФ, знакомства их с международными документами о правах ребенка, развития способности реализовывать свои права в повседневной жизни, воспи­тания осознанного отношения к своим правам и правам другого человека.

Ребята изучают Конвенцию о правах ребенка, отвечают на вопросы виктори­ны и рассказывают о нарушениях прав человека, используя материалы популярных сказок. На суд зрителей и жюри представляются инсценировки сказок: "Волк и семеро козлят", "Лиса и заяц", "Золушка", "Хаврошечка", "Двенадцать месяцев", от­рывки из сказок А.С. Пушкина.

В целях правового информирования родителей и формирования ответствен­ного родительства проводится "Родительский час" с приглашением специали­стов отдела опеки и попечительства, Центра социальной помощи семье и детям, инспектора по делам несовершеннолетних. Они в доступной форме рассказы­вают об ответственности несовершеннолетних за совершение уголовных и ад­министративных деяний, а также о том, как детям не стать жертвами насилия. Для обсуждения родителям предлагается слайд-фильм "Ребенок - жертва наси­лия в семье".

В библиотеке организуется выставка литературы по правовому просве­щению, где школьники, родители, педагоги могут ознакомиться с новинками периодической печати, учебными пособиями, в которых освещается правовая тематика.
10 декабря празднуетсяМеждународный день прав человека. В этот день ребята могут принять участие в интернет-олимпиаде на знание прав человека.
Олимпиада проводится в два этапа:

  1. Вопросы по теме олимпиады.
  2. Решение задач.

Задания содержат вопросы различных категорий сложности из области пра­ва. Олимпиада проходит в рамках сетевой Кампании ОАШ "Будь с нами".

12 декабря в России отмечается День Конституции. Ребята участвуют в вик­торине "А что ты знаешь о Конституции?". Победителям вручаются памятные при­зы с символикой Российской Федерации.
В этот же день ребята из детского объединения "Республика Школяндия" ор­ганизуют флешмоб - выстраиваются, держа в руках цветную бумагу и ткань соот­ветствующего цвета, создавая флаг РФ.
Все мероприятия в рамках проекта "Дни права" имеют как информативные формы проведения (выпуск и распространение листовок, буклетов, плакатов, рисунков), так и активные (акции, тренинги, открытые уроки права, конкурсные и игровые программы), способствующие развитию коммуникативных навыков у учащихся и представителей сообществ.

Ход реализации проекта "Дни права" освещается на школьном и районном сайтах.

Проведенные мероприятия способствуют повышению правовой культуры учащихся, родителей, педагогов.

План реализации проекта

Название мероприятия и форма проведения

Дата проведения

Целевая группа, классы

Ответственные за проведение

Уроки толерантности "Мы разные, но мы вместе"

16 ноября - Междуна­родный день толерант­ности

2-4

Классные руководители, специалисты Центра по работе с детьми и молодежью

Выставка творческих работ "Права ребенка в рисунках детей"

20 ноября - День принятия Конвенции о правах ребенка

4-8

Социальный педагог, учитель обществознания, классные руководители

Тематические классные часы

Ноябрь - декабрь

5-11

Классные руководители, специалисты отдела опеки и попечительства, Центра соци­альной помощи семье и детям

Игровая программа "Я и мое имя"

Ноябрь

1-2

Социальный педагог, специа­листы Центра социальной помощи семье и детям

Уроки правовых знаний

Ноябрь - декабрь

8-11

Учитель обществознания, специалисты отдела опеки и попечительства, ЗАГС

Просмотр и обсуждение слайд-фильма"Наши права и обязанности"

Ноябрь

6-7

Социальный педагог, специа­листы Центра социальной помощи семье и детям

Конкурсно-игровая програм­ма "Твои права"

20 ноября

3-7

Социальный педагог, классные руководители

Беседа с элементами тренин­га "Счастлив тот, кто счастлив дома"

Ноябрь

5

Социальный педагог, классные руководители

Открытый урок по правовому просвещению школьников

Ноябрь

8

Учитель обществознания

"Родительский час" "Права и обязанности родителей"

Ноябрь

Родители учащихся

Социальный педагог, специа­листы отдела опеки и попечи­тельства, Центра социальной помощи семье и детям

МО классных руководителей "Формы работы по правово­му воспитанию несовершен­нолетних"

Ноябрь

Классные руководители 1-11-х классов

Заместитель директора по ВР

Выставка литературы по правовому просвещению

Постоянно

Педагоги, учащиеся, родители

Заведующий школьной биб­лиотекой

Час информации"Имею права"

10 декабря - Междуна­родный день защиты прав человека

8

Специалисты детской библио­теки

Интернет-олимпиада по праву

10 декабря

9, 11

Учитель обществознания

Викторина "А что ты знаешь о Конституции?"

12 декабря - День Конституции РФ

5-11

Специалисты Центра по работе с детьми и молодежью

Урок по Конституции РФ "Мы - граждане России"

12 декабря

5-7

Учитель обществознания, ученики 10-х классов

Конкурс сочинений "Если бы я был президентом"

12 декабря

9-11

Учитель обществознания

Конкурс кроссвордов "Я - гражданин России"

Декабрь

6

Учитель обществознания

Конкурс на лучшую иллюст­рацию статей Конституции РФ, Декларации прав ребен­ка и Конвенции о правах ребенка

Декабрь

8-11

Учитель обществознания, классные руководители

Флешмоб "Флаг Российской Федерации"

12 декабря

6

Старшая вожатая, классные руководители

Конкурс кейсов в рамках регионального проекта "Я в праве"

Сентябрь - февраль

8-11

Учитель обществознания, социальный педагог

Статья предоставлена редакцией журнала "Справочник классного руководителя"

Сценарии классных часов, внешкольных мероприятий и родительских собраний всегда под рукой с электронной версией журнала.

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль