Подготовка методических материалов для портфолио педагога-психолога школы

14645
Теория без практики мертва, как говорит афоризм. Это хорошо понима­ют в Московском городском психолого-педагогическом университете, где действует программа постдипломного образования психологов - своеобразная "интернатура" для молодых специалистов, помогающая им набраться опыта, отточить навыки, более того - накопить собствен­ные профессиональные разработки. Они становятся основой портфолио, по которому оцениваются результаты стажировки. Рассмотрим, какими должны быть структура и содержание портфолио и на что следует обра­щать внимание начинающему психологу при его подготовке.

Московском городском психолого-педагогическом университете успешно апробирована программа постдипломного образования молодых специалистов по практической психологии. Обучение по программе занимает три года и предусмат­ривает овладение практическими навыками под руководством наставника-супервизора на специально подготовленных стажировочных базах. В течение этого времени молодой педагог-психо­лог, выпускник вуза, может накопить собственные методические разработки и оформить портфолио, которое в конце обучения, при аттестации, позволит оценить уровень его профессиональной го­товности к самостоятельной продуктивной деятельности.

Эти методические разработки, или кейсы, могут представлять собой описание работы со сложными профессиональными слу­чаями, обоснование деятельности, изложение рефлексии по работе с этими случаями. В качестве иллюстраций могут прилагать­ся видеоматериалы по проведению отдельных мероприятий (диагностики, консультации, коррекционно-развивающего заня­тия). Видеоматериалы могут сопровождаться комментариями, де­монстрирующими умение анализировать работу, отражающими факты ее эффективности.

Что такое кейс?
Кейс - case (англ.) - случай, коробка, папка с бумагами... - это подборка материалов по проблеме и их систематизация, для того чтобы получить представление о ситуации, привлекшей ваше внимание.
Главное - кейс должен заключать в себе проблему, которую следует всесторонне изучить, проанализировать, а также предло­жить ее решение, обоснованное рядом условий и критериев.
Хороший кейс - это не просто качествен­ное описание рабочей проблемы. Это информация, изложенная таким спосо­бом, чтобы читатель погрузился в ту же самую ситуацию, что и сам создатель кейса, когда он впервые столкнулся со сложным случаем.
Работа по составлению кейса выделяет три основных этапа: исследование, анализ и фактическое написание.

Содержание описываемой моло­дым специалистом рабочей психо­логической ситуации может быть разным, в зависимости от рассматриваемой проблемы. Объект описа­ния любой: ребенок, семья или класс. Учитывается умение делать обобщения и выводы, владение специальной терминологией, соблюде­ние этических стандартов и границ компетентности.

Компетентность оценивается по следую­щим критериям:

  • правильность постановки целей и задач;
  • адекватность использования практических техник;
  • умение интерпретировать полученные материалы, выделять показатели результа­тивности, давать рекомендации доступным образом и т. д.

Структура кейса:

  • состоит из двух частей - теоретической и практической;
  • имеет название по теме рассматриваемой проблемы с указанием статуса и/или возраста клиента (клиентов). Например: "Агрессия в подростковом воз­расте", "Задержка психического развития младшего школьника", "Работа с ро­дителями аутичного ребенка" и т. п.
    В теоретической части дается обоснование работы с пробле­мой:
  • общая характеристика проблемы;
  • онтогенез и более подробное описание проявления проблемы;
  • общая схема диагностики, коррекционной и/или развивающей работы по дан­ной проблеме, перечисление наиболее подходящих методов и приемов работы;
  • список литературы, к которому обращается специалист по данной проблеме.

В практическую часть входят:

  1. Описание проблемы, психологической ситуации, первичного запроса представляемого случая.
  2. Первичная гипотеза для решения проблемы.
  3. Описание методов диагностики заявленной рабочей ситуа­ции, обоснование индивидуально-личностного подхода. Интер­претация полученных диагностических материалов.
  4. Уточнение гипотезы проблемы и формулирование плана ее решения.
  5. Описание системы психологической помощи в данной ситуа­ции (программа коррекционных и/или развивающих занятий и консультаций):
    1. для иллюстрации навыков оказания психологической помощи представляется коррекционное и/или развивающее занятие (желательно видеосъемка), а так­же прилагается комментарий с самоанализом;
    2. для иллюстрации навыка консультирования прилагается видеосъемка сеанса консультирования и комментарий с самоанализом.
  6. Описание результатов проведенной психологической работы.
  7. Описание рекомендаций родителям, педагогам по дальней­шему сопровождению клиента (клиентов).
  8. Изложение рефлексии собственной работы психолога по данному случаю (что получилось, что не получилось, причины ус­пехов и неудач, отношение к работе, что в ней можно улучшить, самокоррекция и т. д.).

Выявление и формулирование проблемы рабочей ситуации - это перевод первичного запроса в адекватный и построение пра­вильной гипотезы. Например, рассмотрим ситуацию. Мама обра­щается к психологу по поводу нежелания ее сына-первоклассника ходить в школу. Эта проблема возникла внезапно после зимних ка­никул, во время которых мама и ребенок ездили в гости к род­ственникам. Первую половину года он с удовольствием ходил в школу и неплохо усваивал программу, учительница была довольна его успехами. После каникул все изменилось кардинально: ребе­нок утром не хочет собираться, его плохое настроение, по словам мамы, передается ей, и она, расстроенная опозданием, сердится на сына. В результате ребенок стал плохо учиться, отказывается от­вечать на уроке и выходить к доске, делает много ошибок в тетра­ди. Запрос мамы выражается в том, чтобы психолог выяснила, по­чему возникла эта проблема, и дала рекомендации, как взаимодействовать с сыном, чтобы вернуть его успешность в уче­бе. Дословно запрос был таким: "Сделайте что-нибудь, чтобы он (сын) начал наконец-то опять учиться нормально".

Запрос мамы о возвращении успешности в учебе - это первич­ный запрос. Получив его, психолог, предполагая, что резкое изме­нение в направленности учебной мотивации первоклассника про­изошло именно во время каникул, выясняет, что же случилось за эти дни. В последующем диалоге с мамой психолог узнает, что в семье есть проблемы: мама и папа ребенка часто ссорятся. Перед Новым годом произошла очередная ссора, после которой мама вместе с ребенком уехала к родственникам на праздники и кани­кулы. После возвращения мама и сын нашли дома записку, где го­ворилось, что папа больше с ними жить не будет.

Далее психологу следует предположить, что проблемы с уче­бой у ребенка стали следствием семейных неурядиц. Поэтому ре­шение данной проблемы будет построено совсем по-другому, не­жели представлялось вначале, при мамином обращении. Адекватный запрос к психологу от нее может быть таким: "Помоги­те мне справиться с последствиями стресса после разрыва с му­жем, чтобы они не отражались на сыне. Помогите построить взаи­модействие с сыном так, чтобы между нами не было раздражения, которое негативно отражается у сына на учебе, а у меня на работе и взаимоотношении с людьми". Это и есть перевод первичного за­проса в адекватный.

На следующем этапе специалисту необходимо сосредоточить­ся на правильности построения гипотезы, т. е. предположения ис­тинных условий развития проблемной ситуации и путей их кор­ректирования. При этом необходимо учитывать результаты психологической диагностики. Желательно, чтобы сбор диагности­ческой информации осуществлялся из разных источников. В част­ности, в примере с первоклассником нужно побеседовать не толь­ко с мамой, но и с учительницей, самим ребенком, а также посмотреть медицинскую карту: в ней могут быть важные данные - как часто болеет ребенок, не стоит ли на учете у какого-либо вра­ча, как происходило развитие в раннем возрасте и т. д. Все это по­может выстроить четкую гипотезу проблемы.

Описывая этот этап, нужно обобщить полученные данные и сде­лать выводы, обосновывающие выбор коррекционно-развивающей программы. Предлагается приложить в качестве примера умения вести профессиональную документацию, психологические заклю­чения на 1-2 детей. В зависимости от решаемой проблемы, постав­ленных целей и задач программа работы может быть короткой или продолжительной, построенной как на основе готовых известных технологий, так и с использованием авторских приемов. Если тех­нологии известные, то достаточно указать их. Если программа предназначена для индивидуального случая - необходимо описать применяемые техники и обосновать целесообразность их исполь­зования. В любом случае нужно представить планы-конспекты 1-2 типовых занятий, конкретизировать условия их проведения.

В ходе коррекционно-развивающих занятий педагогу-психоло­гу важно отслеживать динамику проявления проблемы. Возможны промежуточные диагностические процедуры, которые нужно опи­сать и указать их результат. На основе диагностики возможно корректирование самой программы. Тогда следует внести в описание эти изменения и сопоставить их с начальными целями и задачами.

Подводя итог, специалист должен выделить показатели резуль­тативности работы, проанализировать не только изменения, про­изошедшие в процессе решения проблемы, но и профессиональ­ную деятельность психолога, что покажет его умение видеть причины успеха и возникающие сложности. Для логического за­вершения работы должны быть предложены рекомендации по дальнейшему конструктивному взаимодействию социального окружения (педагоги, родители, сверстники) с ребенком, группой, классом. Желательно дать рекомендации наиболее доступным об­разом, учитывая особенности восприятия разных людей.

Читайте в следующем номере:
Пример оформления кейса по теме: "Работа педагога-пси­холога с семьей подростка, имеющей нарушения в обла­сти детско-родительских отношений"

Источник: www.menobr.ru



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль