Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ

21165

Организация образовательного процесса в образовательном учреждении согласно действующим нормативно-правовым актам РФ в системе дошкольного образования предполагает построение процесса обучения на основе форм работы, соответствующих возрасту детей. Об этом свидетельствуют федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (далее - ФГТ), утв. приказом Минобрнауки России от 23.11.2009 № 655. 

Положение о ФГТ вызывает множество вопросов у практиков дошкольного образования, представителей интересов творческих мастерских воспитателей. Методисты и воспитатели часто не понимают, какие педагогические методы и приемы можно трактовать как «адекватные возрасту детей» и отменяется ли в свете этих требований привычная образовательная форма работы в детском саду – занятие. 

Как организовать образовательный процесс дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГТ

Организация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с ФГТ предусматривает отказ от четко регламентированных элементов образовательного процесса (в том числе от занятий, которые могут проводиться только в подготовительных группах детского сада), но не от обучения. Федеральные государственные стандарты для реализации программного содержания предусматривают использование принципиально новых форм работы с дошкольниками, организуемых по событийному принципу. Таким образом, педагоги дошкольного образования продолжают заниматься с детьми во время совместной деятельности, обеспечивая интеграцию программного содержания и поступательного развития малышей. Главное, что следует изменить в традиционной воспитательно-образовательной деятельности в ДОУ – отношение воспитателей и воспитанников, которые должны осваивать новые знания и умения в ходе значимых видов деятельности, а не в ходе работы по учебному плану.

Существенные изменения претерпели принципы организации детской деятельности в дошкольной образовательной организации. Длительное время к основным видам деятельности дошкольников относились игровая, трудовая, учебная, традиционно определявшие содержание учебного процесса в детском саду. Воспитатель был обязан организовывать разные виды занятий в рамках установленных временных регламентов. 

После введения федеральных государственных стандартов понятия о видах детской деятельности изменились: на первый план была выдвинута совместная деятельность воспитателей и детей, которая ранее присутствовала только в режимных моментах. В современном детском саду воспитатель не руководит деятельностью детей, а направляет их, помогает получать новые знания, осваивать новые навыки и умения на протяжении всего времени пребывания в ДОУ. 

Организация образовательного процесса: выбираем формы педагогической работы в соответствии с ФГТ

С введением ФГТ сместилось представление о различных формах педагогической работы в ходе организации образовательного процесса в образовательном учреждении. Молодое поколение воспитателей часто сталкивается с проблемой трактовки таких понятий, как «беседа», «рассматривание», «наблюдение», которые долгое время воспринимались как методы, а не формы работы с детьми. Чтобы разобраться в терминологии, следует вспомнить, что форма – это внешнее выражение содержания предмета или понятия, а значит, все вышеперечисленные понятия являются внешними выражениями содержания дошкольного образования. Так, содержание дошкольного образования в вопросе музыкального воспитания малышей может быть реализовано через проведение следующих форм работы:

  • совместное прослушивание музыкальных произведений; 
  • рассматривание (портретов композиторов, иллюстраций музыкальных образов);
  • беседа с воспитателем на музыкальные темы. 

В сфере российского дошкольного образования накоплено и апробировано большое количество форм педагогической работы, и воспитатель имеет право применять любые из них. Главное, чтобы выбранные формы педагогической деятельности помогали воспитанникам с удовольствием и интересом осваивать программное содержание дошкольного образования.

Различия процесса обучения в детском саду, организованного в виде учебной деятельности и через организацию детских видов деятельности

Процесс обучения в детском саду
в виде учебной деятельности через организацию детских видов деятельности
1. Ребенок - объект педагогических воз­действий. Педагог руководит детской деятельностью согласно утвержденному распорядку. 1. Ребенок и взрослый - оба субъекты взаимодействия, осуществляющие совместную деятельность на равных правах.
2. Активность взрослого выше, чем активность ребенка, в том числе и речевая (взрослый "много" говорит) 2. Активность ребенка по крайней мере не меньше, чем активность взрослого
3. Основная деятельность - учебная. Главный результат учебной деятельности - решение какой-либо учебной задачи, поставленной перед детьми взрослым. Цель - знания, умения и навыки детей. Актив­ность детей нужна для достижения этой цели

3. Основная деятельность - это так называемые детские виды деятельности.

Воспитатель направляет деятельность дошкольника (во избежание хаотичных проявлений) в игре, предметной деятельности, конструировании, эеспериментировании, в процессе общения. Процесс выполнения разных видов деятельности не ограничивается жесткими правилами. 

Цель работы воспитателя - проявление подлинной активности детей, а не обеспечение освоения ЗУН в виде побочного эффекта детской активности.

4. Основная модель организации образовательного про­цесса - учебная 4. Основная модель организации образовательного про­цесса - совместная деятельность взрослого и ребенка
5. Основная форма работы с детьми - занятие 5. Основные формы работы с детьми - рассматривание, наблюдение, беседы, разговоры, экспериментирование и исследования, коллекционирование, чтение, реализация проектов, мастерская и т. д.
6. Применяются в основном так называемые пря­мые методы обучения (при частичном использовании опосредованных) 6. Применяются в основном так называемые опосредо­анные методы обучения (при частичном использовании прямых)
7. Мотивы обучения на занятии, как правило, не связаны с интересом детей к самой учебной деятельности. "Удерживает" детей на занятии авторитет взрослого.  7. Мотивы обучения, осуществляемого как организация детских видов деятельности, связаны в первую очередь с интересом детей к этим видам деятельности
8. Все дети обязательно должны присутствовать на занятии

8. Внедряется практика свободного «входа-выхода»: воспитатель, уважая состояние здоровья, настроение ребенка, обязан предоставить воспитаннику свободный выбор в вопросах участия в совместной деятельности с другими ребятами. Такая практика не должна допускать анархию или ущемление интересов других участников совместного дела.  

9. Образовательный процесс в значительной степени регламентирован. Главное для взрослого - двигаться по заранее намеченному плану, программе. 

9. Процесс обучения и воспитания может меняться воспитателем в соответствии с образовательными потребностями и интересами дошкольников. Планы-конспекты могут использоваться частично.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль