Оценка профессиональных умений социального педагога

23514
Оценка профессиональной деятельности предполагает прежде всего анализ качества решения педагогом функциональных задач. Успешность их решения определяется компетентностью специалиста.

В данной статье представлены показатели оценки результативности деятельности социального педагога, которые могут быть использованы при подготовке к аттестации.

Под компетентностью понимается системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющих успешно решать функциональ­ные задачи. Примерные критерии оценки профессиональной деятельности соци­ального педагога:

  • наличие собственной профессиональной позиции по вопросу развития психологической, социально-педагогической службы образовательного учреждения;
  • умение самостоятельно определять профессиональные цели и задачи, обоснованно выбирать формы работы, осуществлять прогностическую функцию;
  • системность в решении психологических, социально-педагогических за­дач, содержательность ведения документации, грамотность ее заполнения;
  • умение работать с социально-педагогической ситуацией, способствовать оптимизации социально-психологических условий образовательной и воспитательной среды;
  • навыки организации взаимодействия со всеми участниками образова­тельного процесса, с другими учреждениями;
  • участие в семинарах, научно-практических конференциях различного уровня;
  • востребованность услуг социального педагога.

Данные качества составляют основу профессиональных умений специалиста, из которых складывается компетентность в решении задач психолого-педагоги­ческого сопровождения.

Квалификационные испытания на соответствие занимаемой должности

В рамках методики В.Д. Шадрикова* были разработаны рекомендации по проведению квалификационных испытаний в виде подготовки конспекта занятия социальным педагогом и анализа ситуаций из практики профессиональной дея­тельности социального педагога.

Подготовка конспекта занятий

Основная задача социального педагога в ходе написания конспекта - продемонстрировать профессиональные компетенции, позволяющие специалисту эффективно решать задачи психологической и социально-педагогической работы с участниками образовательного процесса.

Общие требования к написанию конспекта:

  1. Социальному педагогу заранее предлагается определить направление коррекционно-развивающей, профилактической, социально-правовой, органи­зационно-педагогической деятельности, в рамках которого будет выполняться письменная работа.
  2. При проведении письменного квалификационного испытания специалисту предлагается инструкция, содержащая цель работы; тему занятия (мероприятия), по которой должен быть составлен конспект; критерии оценки. В случае необхо­димости педагог имеет право исключить ряд тем, по субъективным причинам для него не желательных (не более пяти).
  3. Время, предоставляемое аттестуемому педагогу на написание конспекта занятия, составляет 1,5-2 ч.
  4. Занятие, конспект которого составляется, должно предполагать освоение новых знаний, повышение личностных компетенций детей, педагогов, родителей.
  5. Конспект должен отражать основные этапы занятия (мероприятия): организа­ционный момент (начало занятия, мероприятия), основное содержание занятия (ме­роприятия), подведение итогов, рефлексия полученных знаний и умений. При напи­сании конспекта педагог может пропустить отдельные этапы или изменить структуру занятия (мероприятия) в соответствии с индивидуальным видением его построения.
  6. Социальному педагогу должны быть заранее известны критерии, по которым будет оцениваться его работа.

В ходе написания работы педагогу предлагается раскрыть основное содержание темы, сформулировать цели и задачи занятия (мероприятия) и его отдельных этапов, продемонстрировать владение методами и приемами мотивации деятельности, организации деятельности обучающихся (воспитанников), педагогов, родителей.

Основные этапы занятия и их содержание представлены в предлагаемой структуре конспекта:

  1. Организационный момент. Включает:
    1. постановку цели, которая должна быть достигнута на данном этапе заня­тия (что должно быть сделано, чтобы дальнейшая работа на занятии была эффективной);
      * См.: Письмо Минобрнауки России от 29.11.2010 № 03-339 "О методике оценки уровня квалификации педагогических работников". - Примеч. ред.
    2. описание методов организации работы обучающихся на начальном этапе занятия (с учетом особенностей обучающихся, с которыми работает пси­холог, социальный педагог);
    3. методы работы с учетом формы занятия в рамках коррекционно-разви-вающей, профилактической программы (тренинг, практикум, коррекци-онное занятие, семинар) и др.
  2. Основное содержание занятия. Данный этап предполагает:
    1. постановку конкретной цели (какой результат должен быть достигнут на данном этапе занятия);
    2. определение целей и задач, которые ставит перед собой психолог, соци­альный педагог на данном этапе занятия;
    3. изложение основного содержания занятия (описание содержания упраж­нений, заданий);
    4. описание основных форм и методов организации индивидуальной и груп­повой деятельности с учетом особенностей целевой группы (дети, педа­гоги, родители);
    5. описание критериев определения уровня внимания и интереса обучаю­щихся к содержанию заданий, упражнений;
    6. описание методов мотивирования (стимулирования) активности обучаю­щихся в ходе освоения новых знаний и практических умений.
  3. Подведение итогов занятия, предполагающее:
    1. описание форм и методов анализа результатов занятия, достижения по­ставленных целей с учетом индивидуальных особенностей обучающихся;
    2. описание критериев, позволяющих определить степень освоения обучаю­щимися новых знаний и умений;
    3. описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда социальный педагог определяет, что часть обучающихся не освоила новый материал.
  4. Рефлексия занятия, включающая:
    1. постановку вопросов, которые позволят обучающимся определить ре­зультаты занятия, дать "обратную связь" по итогам (полученным знаниям и умениям);
    2. формулирование заданий для самостоятельной работы к следующему занятию.

Представленный конспект анализируется экспертом по основным профес­сиональным компетенциям. Критерии оценки представлены в таблице.

Критерии оценки письменной работы социального педагога

Оцениваемые характеристики Критерии оценки
Компетентность в области постановки целей и задач профессиональной деятельно­сти Педагог разграничивает тему и цель занятия. Цели формулируются в понятной для разных категорий обучающихся форме
Поставленные цели способствуют формированию позитивной мотива­ции и росту интереса к деятельности на занятии.
Цели способствуют организации индивидуальной и групповой деятельности.
Компетентность в области мотивации деятельности Озвучивая тему занятия, социальный педагог демонстрирует возможно­сти использования знаний на практике.
Показывает связь темы и содержания занятия с другими темами коррек-ционно-развивающей (профилактической) программы, различными сферами практической деятельности человека.
Демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формиро­вание интереса обучающихся к теме занятия.
Использует знания об интересах и потребностях обучающихся в органи­зации деятельности, при постановке обучающих целей и задач, выборе методов и форм работы и т. д.
Демонстрирует умение дифференцировать задания так, чтобы обучаю­щиеся почувствовали свой успех
Компетентность в области информационной основы профессиональной деятельности Данная компетентность складывается из трех компонентов (компетент­ность в сфере коррекционно-развивающей работы, компетентность в методах проведения занятий, компетентность в субъективных условиях деятельности).
Компетентность в сфере коррекционно-развивающей работы может быть оценена на основе следующих показателей:
  • социальный педагог в ходе написания конспекта демонстрирует необхо­димые профессиональные знания возрастных, индивидуальных особен­ностей обучающихся, специфики развития формируемых свойств и качеств личности (психических процессов, форм поведения и т. д.);
  • хорошо ориентируется в различных источниках (учебники, учебно-ме­тодические пособия, психокоррекционные программы и требования к ним; медиа-пособия, современные цифровые образовательные ресур­сы и др.), может дать ссылки на подходящие источники.

Компетентность в методах проведения занятий отражает методическую грамотность включая владение современными информационно-комму­никативными технологиями. Об уровне развития данной компетентно­сти можно судить на основе следующих показателей:

  • применяемые методы соответствуют поставленным целям и задачам;
  • применяемые методы соответствуют содержанию занятия, специфике реализуемой коррекционно-развивающей (профилактической) про­граммы, условиям и времени, отведенному на изучение темы;
  • педагог демонстрирует владение различными методами и может изменить тактику работы в случае, если поставленных целей не удается достичь с помощью первоначально выбранных форм работы.

Об уровне развития компетентности в субъективных условиях деятель­ности можно судить на основе следующих показателей:

  • при постановке целей, выборе форм и методов мотивации и организа­ции деятельности социальный педагог ориентируется на индивидуаль­ные особенности и специфику взаимоотношений обучающихся;
  • социальный педагог строит работу таким образом, чтобы получать информацию об уровне усвоения содержания занятия обучающимися
Компетентность в области разработки программ психологической помощи и принятия профессиональных ре­шений

Данная компетентность складывается из следующих компонентов: умение выбрать и реализовать коррекционно-развивающие програм­мы, умение разработать собственную программу, методические и дидактические материалы, умение принимать решения в сложных ситуациях.

Об уровне развития умения выбрать и реализовать коррекционно-раз-вивающие, профилактические программы, а также разработать соб­ственную программу, методические и дидактические материалы можно судить на основе следующих показателей:

  • при подготовке к занятию педагог учитывает требования основных нормативных документов, определяющих содержание профессиональ­ной деятельности специалиста в образовательном учреждении;
  • план занятия составлен с учетом поэтапного освоения (преемственно­сти) основных знаний и практических умений в рамках коррекционно-развивающей (профилактической) программы;
  • социальный педагог демонстрирует умение вносить изменения в существующие методические материалы программы с целью достиже­ния более высоких результатов;
  • социальный педагог использует самостоятельно разработанные методические или дидактические материалы по программе;
  • рабочие материалы (коррекционно-развивающие, профилактические программы) к занятиям оформлены в соответствии с необходимыми требованиями к их структуре и содержанию
Компетентность в области организации деятельности

Социальный педагог владеет методами организации индивидуальной и совместной деятельности обучающихся.

Демонстрирует владение методами и приемами создания рабочей атмосферы на занятии, поддержания дисциплины. Использует методы самооценки обучающимися степени освоения ими знаний и практических умений по содержанию занятия

Решение ситуаций из практики профессиональной деятельности

Варианты ситуаций для анализа разрабатывались с учетом специфики профессиональной деятельности социального педагога в образовательном учреждении. При разработке заданий (ситуаций) мы руководствовались следующими  требованиями:

  • задания для проведения квалификационного испытания должны быть свя­заны с содержанием выполняемой педагогическим работником деятельности;
  • они должны затрагивать различные компетенции педагогических работ­ников в соответствии с профессиональным стандартом;
  • задания не должны дублировать квалификационные испытания, которые используются для оценки уровня квалификации выпускников педагоги­ческих учебных заведений;
  • задания должны быть ориентированы на необходимый минимум, а не на максимум.

При проведении квалификационного испытания с целью подтверждения соответствия занимаемой должности специалисту предлагаются три профессио­нальные ситуации. Аттестующийся педагог выбирает их из подготовленного для квалификационного испытания набора ситуаций (не менее 30), называя три номе­ра из перечня, который ему заранее не известен.

Он должен определить алгоритм работы по проблемам, представленным в ситуациях. На выполнение заданий целесообразно предоставить 1,5 ч.

При оценке учитывается:

  • умение специалиста ориентироваться в ситуации и причинах ее возник­новения;
  • обоснованность выбранных направлений работы, форм психологической, социально-педагогической помощи;
  • умение выработать и реализовать способ решения проблемы;
  • умение предвидеть результаты.

Предлагаемые варианты решения каждой ситуации оцениваются экспертом по шкале от 0 до 3 баллов:

0 баллов - вариант ответа отсутствует или предложенный вариант не отра­жает профессиональную компетентность социального педагога.

1 балл - ответ не имеет обоснования или предложены только 1-2 шага для решения ситуации, которые частично отражают профессиональную компетент­ность. Возможные причины возникновения проблемы не анализируются.

2 балла - дан оптимальный алгоритм работы, однако не в полной мере обос­нованы предлагаемые этапы деятельности специалиста по заявленной проблеме.

3 балла - дан оптимальный алгоритм работы и приведено обоснование каж­дого этапа психологической, социально-педагогической помощи. Показано пони­мание возможных причин возникновения проблемы в соответствии с профессио­нальными знаниями специалиста.

Ситуации для социального педагога распределены по следующим блокам:

A. Ситуации, связанные с решением проблем защиты и охраны социаль­ных прав детей, семьи (консультативная и посредническая помощь). Предлага­ются ситуации, связанные с защитой алиментных прав, семейными спорами, тру­доустройством, льготами, правами и обязанностями, нарушением прав и законных интересов семьи и ребенка в различных сферах жизни и т. д.;

Пример ситуации: К социальному педагогу школы обратилась мама одного из учащихся 9-го класса с просьбой помочь в трудоустройстве сына на летний период. Мать воспитывает сына одна. Кроме него в семье еще двое младших детей. Семья стоит на социальном сопровождении в школе как малообеспеченная.

Б. Ситуации, связанные с обращениями к социальному педагогу с лич­ностными, коммуникативными, поведенческими, социальными проблемами обучающихся и воспитанников.

Пример ситуации: В 5-м классе обучается школьник с ограниченными воз­можностями здоровья. К социальному педагогу обращаются родители с проблемой адаптации ребенка в коллективе сверстников.

B. Ситуации, связанные с проблемами девиантного, делинквентного поведения обучающихся и воспитанников.

Пример ситуации: Учащийся 6-го класса часто пропускает уроки по отдель­ным предметам без уважительных причин. Классный руководитель обращается с данной проблемой к социальному педагогу.

Таким образом, варианты педагогических ситуаций отражают специфику функциональных задач, связанных с профессиональной компетентностью по ока­занию психологической и социально-педагогической помощи.

Источник: www.menobr.ru

Оценка профессиональных умений социального педагога



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль