Внесение изменений в устав дошкольного учреждения в связи с принятием Закона № 83-ФЗ

11454

А.А. Вавилова,
зам. директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования
ФГОУ ВПО "НИУ ГУ – Высшая школа экономики"

С принятием Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ) большинство учреждений сферы образования должны внести изменения в свои уставы.

Уставы федеральных бюджетных и казенных учреждений должны быть изменены до 1 июня 2011 г., а уставы подведомственных бюджетных и казенных учреждений субъектов РФ и муниципалитетов – до 1 декабря 2011 г.
Закон № 83-ФЗ. Ст. 31

Как показывает практика, быстрее и удобнее доработать существующий устав образовательного учреждения, чем править шаблон, составленный в соответствии с требованиями Закона № 83-ФЗ. Дело в том, что у каждого детского сада есть особенности, отразить которые в шаблоне довольно сложно.

Прежде чем вносить изменения в устав, руководитель дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) должен внимательно изучить документ на предмет выявления расхождений с требованиями Закона № 83-ФЗ. При этом необходимо обратить внимание на следующие моменты.

1. Указание на учредителя

Учредителем ДОУ могут быть Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, а также граждане и юридические лица.

Функции и полномочия учредителя ДОУ, созданного Российской Федерацией, субъектом РФ, муниципальным образованием, в случае, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ или Правительства РФ, осуществляются соответственно уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления.

Таким образом, учредителем является не орган управления, а само публичное образование. Орган управления только выполняет функции и полномочия учредителя.

2. Финансирование учреждения

Согласно Закону № 83-ФЗ после 1 июля 2012 г. финансовое обеспечение деятельности сохранится только для казенных учреждений. Для автономных и бюджетных учреждений предусмотрено финансовое обеспечение выполнения государственного задания.

Пункт 2 ст. 41 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании") в редакции Закона № 83-ФЗ устанавливает следующее:

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Закон № 83-ФЗ. Ст. 6

Автономное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.
Закон № 83-ФЗ. Ст. 23

"Финансовое обеспечение образовательной деятельности федеральных государственных казенных учреждений и финансовое обеспечение выполнения государственного задания государственными бюджетными и автономными образовательными учреждениями осуществляются на основе федеральных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности, образовательной деятельности государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений – на основе региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности. Данные нормативы определяются по каждому типу, виду и категории образовательного учреждения, уровню образовательных программ в расчете на одного обучающегося, воспитанника, а также на иной основе"<...>.

Соответствующие изменения необходимо учесть при доработке устава. Например, фраза "Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров его финансирования за счет средств учредителя" должна быть заменена следующей: "Привлечение образовательным учреждением дополнительных средств не влечет за собой снижение нормативов и (или) абсолютных размеров финансового обеспечения его деятельности за счет средств учредителя".

В уставах автономного и бюджетного учреждений можно не только прописать способ их финансирования, но и указать порядок формирования государственного (муниципального) задания и выделения субсидии.

Государственное (муниципальное) задание может быть выдано ДОУ только на основные виды деятельности, предусмотренные уставом. Если какой-то вид деятельности не будет указан в уставе, задание на него не будет выдано, и вести эту деятельность за счет бюджетных средств будет невозможно.

Помимо устава основные виды деятельности должны быть перечислены в перечне видов деятельности подведомственных учреждений конкретного учредителя. Задание на федеральном уровне и практически повсеместно на региональном и муниципальном уровнях формируется с учетом таких перечней. Поэтому если какой-либо вид деятельности в перечень не войдет, задание на его ведение также не будет выдано.

3. Полномочия учреждения по распоряжению имуществом

Недвижимое имущество, приобретенное автономным учреждением за счет собственных доходов, может быть взыскано за долги. Бюджетное учреждение такого риска лишено.

Законом № 83-ФЗ существенно изменены полномочия учреждений по распоряжению имуществом. Статьей 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ) в настоящее время установлено:

"2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. <…>

3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. <…>

4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. <…>".

Указанные нормы должны найти отражение в уставе ДОУ.

4. Ведение учреждением приносящей доход деятельности

Если ранее, согласно законодательству, образовательные учреждения могли заниматься "предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью", то в настоящее время – только "приносящей доход деятельностью". При доработке устава этот момент тоже необходимо учесть. Так, например, фраза "Образовательное учреждение вправе вести предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом" может быть изменена на следующую: "Образовательное учреждение вправе вести приносящую доход деятельность, предусмотренную его уставом постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствует указанным целям".

Согласно ст. 298 ГК РФ в редакции Закона № 83-ФЗ:

"2. <…> Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.

3. <…> Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.

4. <…> Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации".

Необходимо составить и включить в устав ДОУ перечень всех видов приносящей доход деятельности. Фразы "учреждение вправе осуществлять любую приносящую доход деятельность" в данном случае будет недостаточно.

Перечень видов приносящей доход деятельности имеет смысл формировать с учетом не только уже ведущейся, но и планируемой, поскольку указание вида деятельности в уставе не обязывает ДОУ его вести.

Включать в перечень можно и лицензируемые виды деятельности, на которые пока не получена лицензия. Законодательство запрещает ведение деятельности до получения лицензии, но не внесение ее в устав.

Для того чтобы составить максимально полный перечень, можно предварительно изучить какой-нибудь общий классификатор видов экономической деятельности и выбрать из него те, которые ДОУ может теоретически вести.

При доработке положений устава, касающихся ведения ДОУ приносящей доход деятельности, необходимо также учитывать следующие нормы законодательства:

1. "Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Для бюджетного учреждения порядок определения платы за выполнение работ, оказание услуг устанавливается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя. Автономное учреждение не зависит от мнения учредителя относительно порядка определения платы за выполнение работ, оказание услуг.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах" (ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее – Закон № 7-ФЗ)).

2. "Кроме государственного (муниципального) задания автономное учреждение по своему усмотрению вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основной деятельности, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании однородных услуг условиях в порядке, установленном федеральными законами.

Автономное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (уставе)" (ст. 4 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее – Закон № 174-ФЗ)).

5. Формирование и компетенция наблюдательного совета

Законом № 83-ФЗ внесены изменения в порядок формирования и компетенцию наблюдательного совета, который создается в каждом автономном учреждении.

Так, например, ранее количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета должно было превышать одну треть от общего числа членов совета. В настоящее время, наоборот, – количество представителей государственных органов и органов местного самоуправления в составе наблюдательного совета не должно превышать одну треть от общего числа членов совета.

Кроме того, согласно п. 4 ст. 10 Закона № 174-ФЗ в редакции Закона № 83-ФЗ руководитель автономного учреждения теперь может участвовать в заседаниях наблюдательного совета автономного учреждения с правом совещательного голоса.

Эти изменения необходимо отразить в уставе ДОУ.

6. Порядок заключения крупных сделок

Законом № 83-ФЗ введен особый порядок совершения крупных сделок и сделок с заинтересованностью для автономных и бюджетных учреждений.

Для автономного учреждения крупной признается сделка, связанная с распоряжением денежными средствами, привлечением заемных денежных средств, а также с отчуждением имущества (которым в соответствии с законом автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно) и его передачей в пользование или залог. Цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату (если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки).

Совершить крупную сделку автономное учреждение может только с предварительного согласия наблюдательного совета.

Согласно установленной процедуре наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение руководителя автономного учреждения о совершении крупной сделки в течение 15 календарных дней с момента поступления предложения председателю наблюдательного совета (если уставом учреждения не предусмотрен более короткий срок).

Для бюджетного учреждения крупной признается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей имущества в пользование или залог. Цена такой сделки либо стоимости отчуждаемого или передаваемого имущества должна превышать 10% балансовой стоимости активов бюджетного учреждения (если уставом не предусмотрен меньший размер крупной сделки). Балансовая стоимость активов определяется по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату.

Совершить крупную сделку бюджетное учреждение может только с предварительного согласия учредителя.

Получение согласия после совершения сделки является формальным нарушением требований закона и может привести к признанию крупной сделки недействительной. Недействительность означает двустороннюю реституцию, т. е. возврат всего полученного по сделке.

7. Порядок совершения сделок с заинтересованностью

Лицами, заинтересованными в совершении автономным учреждением сделок с другими юридическими лицами и гражданами, признаются члены наблюдательного совета автономного учреждения, руководитель и его заместители. Они, а также их супруги (в т. ч. бывшие), родители, бабушки, дедушки, дети, внуки, полнородные и неполнородные братья и сестры, двоюродные братья и сестры, дяди, тети (в т. ч. братья и сестры усыновителей), племянники, усыновители, усыновленные признаются заинтересованными в совершении сделки в следующих случаях:

1. Если являются в сделке стороной, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

2. Владеют (каждый в отдельности или в совокупности) 20% (и более) голосующих акций акционерного общества или долей, превышающей 20% уставного капитала общества с ограниченной или дополнительной ответственностью, либо являются единственным или одним из не более трех учредителей иного юридического лица, являющегося контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

3. Занимают должности в органах управления юридического лица, которое в сделке является контрагентом автономного учреждения, выгодоприобретателем, посредником или представителем.

Заинтересованное лицо до совершения сделки обязано уведомить руководителя и наблюдательный совет автономного учреждения об известной ему совершаемой или предполагаемой сделке, в которой оно может быть признано заинтересованным.

Сделка с заинтересованностью должна быть предварительно одобрена наблюдательным советом автономного учреждения.

Наблюдательный совет обязан рассмотреть предложение о сделке, в совершении которой имеется заинтересованность, в течение 15 календарных дней с момента поступления такого предложения председателю наблюдательного совета (если уставом не предусмотрен более короткий срок).

Сделка с заинтересованностью, совершенная с нарушением требований, может быть признана недействительной по иску автономного учреждения или его учредителя, если другая сторона сделки не докажет, что она не знала и не могла знать о наличии конфликта интересов в отношении этой сделки или об отсутствии ее одобрения.

Решение об одобрении сделки, в совершении которой имеется заинтересованность, принимается большинством голосов членов наблюдательного совета, не заинтересованных в этой сделке. В случае если лица, заинтересованные в совершении сделки, составляют в наблюдательном совете большинство, решение об одобрении сделки принимает учредитель автономного учреждения.

Правила, установленные для совершения сделок с заинтересованностью, не применяются при совершении сделок, связанных с выполнением автономным учреждением работ и оказанием услуг в процессе обычной уставной деятельности, на условиях, существенно не отличающихся от условий совершения аналогичных сделок.

Порядок совершения сделок с заинтересованностью для бюджетных учреждений установлен Законом № 7-ФЗ.

Лицами, заинтересованными в совершении бюджетным учреждением сделок с другими организациями или гражданами, признаются руководитель (заместитель руководителя) и лицо, входящее в состав органов управления или органов надзора за деятельностью учреждения, если они:

1. Состоят с этими организациями или гражданами в трудовых отношениях.

2. Являются участниками, кредиторами этих организаций или граждан.

3. Состоят с этими гражданами в близких родственных отношениях.

При этом указанные организации или граждане:

  • выступают в качестве поставщиков товаров (услуг) для бюджетного учреждения;
  • являются крупными потребителями товаров (услуг), производимых бюджетным учреждением;
  • владеют имуществом, которое полностью или частично образовано бюджетным учреждением;
  • могут извлекать выгоду из пользования, распоряжения имуществом бюджетного учреждения.

Сделка с заинтересованностью должна быть одобрена органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения.

Заинтересованное лицо несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере причиненных ему убытков. Если убытки причинены несколькими заинтересованными лицами, их ответственность перед бюджетным учреждением является солидарной.
Закон № 7-ФЗ. П. 4 ст. 27

В случае если лицо имеет заинтересованность в сделке, стороной которой является или намеревается быть бюджетное учреждение, а также в случае иного противоречия интересов заинтересованного лица и бюджетного учреждения в отношении существующей или предполагаемой сделки, оно обязано сообщить о своей заинтересованности учредителю.

Если сделка совершена с нарушением требований ст. 27 Закона № 7-ФЗ, она может быть признана судом недействительной.

8. Ответственность учреждения

Закон № 83-ФЗ изменил нормы об ответственности учреждений. На данный момент ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30.11.1994 № 51-ФЗ устанавливает:

"<…> казенное учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При недостаточности указанных денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам такого учреждения несет собственник его имущества.

Автономное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, за исключением недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением собственником этого имущества или приобретенных автономным учреждением за счет выделенных таким собственником средств. Собственник имущества автономного учреждения не несет ответственности по обязательствам автономного учреждения.

Бюджетное учреждение отвечает по своим обязательствам всем находящимся у него на праве оперативного управления имуществом, как закрепленным за бюджетным учреждением собственником имущества, так и приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением собственником этого имущества или приобретенного бюджетным учреждением за счет выделенных собственником имущества бюджетного учреждения средств, а также недвижимого имущества. Собственник имущества бюджетного учреждения не несет ответственности по обязательствам бюджетного учреждения".

Соответствующие изменения необходимо учесть при доработке устава.

9. Создание иных юридических лиц

С вступлением в силу Закона № 83-ФЗ у бюджетных учреждений появилась возможность, которая ранее была предусмотрена только для автономных учреждений, – создавать юридические лица.

Бюджетное учреждение может создавать только некоммерческие организации. Для создания коммерческих организаций требуется прямое указание на уровне федерального закона.

Автономное учреждение может создавать как некоммерческие, так и коммерческие организации.

В настоящее время бюджетное учреждение вправе с согласия собственника передавать некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежные средства (если иное не установлено условиями их предоставления) и иное имущество, за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества.

Автономное учреждение вправе с согласия своего учредителя вносить недвижимое имущество, закрепленное за автономным учреждением или приобретенное автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение этого имущества, а также находящееся у автономного учреждения особо ценное движимое имущество, в уставный (складочный) капитал других юридических лиц или иным образом передавать это имущество другим юридическим лицам в качестве их учредителя или участника (за исключением объектов культурного наследия народов РФ, предметов и документов, входящих в состав Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ и национального библиотечного фонда).

10. Публичная отчетность

Закон № 83-ФЗ внес изменения в Закон № 7-ФЗ, устанавливающие требования к публичной отчетности государственных (муниципальных) учреждений. С 1 января 2012 г. государственное (муниципальное) учреждение должно обеспечивать открытость и доступность:

1) учредительных документов;

2) свидетельства о государственной регистрации;

3) решения учредителя о создании учреждения;

4) решения учредителя о назначении руководителя;

5) положения о филиалах, представительствах учреждения;

6) плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;

7) годовой бухгалтерской отчетности учреждения;

8) сведений о проведенных в отношении учреждения контрольных мероприятиях и их результатах;

9) государственного (муниципального) задания на оказание услуг (выполнение работ);

10) отчета о результатах деятельности учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества.

Указанные требования также необходимо учесть при доработке устава ДОУ.

11. Порядок смены типа, реорганизации и ликвидации учреждения

В уставе ДОУ должны быть отражены положения, регулирующие порядок смены типа, реорганизации и ликвидации учреждения.

В настоящее время законодательство решает указанные вопросы следующим образом.

Автономное учреждение обеспечивает открытость и доступность следующих документов:

      • устава учреждения, в т. ч. внесенных в него изменений;
      • свидетельства о государственной регистрации учреждения;
      • решения учредителя о создании учреждения;
      • решения учредителя о назначении руководителя учреждения;
      • положения о филиалах, представительствах учреждения;
      • документов, содержащих сведения о составе наблюдательного совета учреждения;
      • плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
      • годовой бухгалтерской отчетности учреждения.

Закон № 174-ФЗ. П. 13 ст. 2

Смена типа бюджетного учреждения в целях создания казенного учреждения, а также изменение типа казенного учреждения в целях создания бюджетного учреждения осуществляются в порядке, устанавливаемом:

1) Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Смена типа существующего бюджетного или казенного учреждения в целях создания автономного учреждения, а также смена типа существующего автономного учреждения в целях создания бюджетного или казенного учреждения осуществляются в порядке, установленном Законом № 174-ФЗ.

Смена типа государственного (муниципального) учреждения не является его реорганизацией. При смене типа государственного (муниципального) учреждения в его учредительные документы вносятся соответствующие изменения.

При этом для создания путем смены типа автономного учреждения законодательством установлена весьма сложная процедура. Бюджетное же или казенное учреждение может быть создано по решению учредителя автономного учреждения путем смены типа автономного учреждения в порядке, устанавливаемом:

1) Правительством РФ – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в федеральной собственности;

2) органом государственной власти субъекта РФ – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;

3) органом местного самоуправления – в отношении автономных учреждений, созданных на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности.

Реорганизация бюджетного или казенного учреждения, если иное не установлено актом Правительства РФ, осуществляется в порядке, установленном:

1) Правительством РФ – в отношении федеральных бюджетных или казенных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетных или казенных учреждений субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципальных бюджетных или казенных учреждений.

Автономное учреждение может быть реорганизовано в случаях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

Автономное учреждение может быть реорганизовано, если это не повлечет за собой нарушение конституционных прав граждан в социально-культурной сфере, в т. ч. прав граждан на получение бесплатной медицинской помощи и бесплатного образования или права на участие в культурной жизни.

Ликвидация бюджетного учреждения осуществляется в порядке, установленном:

1) Правительством РФ – в отношении федерального бюджетного учреждения;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении бюджетного учреждения субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципального бюджетного учреждения.

Ликвидация казенного учреждения осуществляется в порядке, установленном:

1) Правительством РФ – в отношении федерального казенного учреждения;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ – в отношении казенного учреждения субъекта РФ;

3) местной администрацией муниципального образования – в отношении муниципального казенного учреждения.

Автономное учреждение может быть ликвидировано по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации.

Реорганизация автономного учреждения может быть осуществлена в форме:

      • слияния двух или нескольких автономных учреждений;
      • присоединения к автономному учреждению одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности;
      • разделения автономного учреждения на два учреждения или несколько учреждений соответствующей формы собственности;
      • выделения из автономного учреждения одного учреждения или нескольких учреждений соответствующей формы собственности.
      • изменение наименований образовательных программ, указанных в приложении к документу, подтверждающему наличие лицензии.

На федеральном уровне указанные вопросы регулируются постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений". На уровне субъектов РФ и муниципальных образований могут быть приняты свои правовые акты.


Нормативные документы

  • Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 18.07.2011)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 18.07.2011)
  • Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (ред. от 18.07.2011)
  • Постановление Правительства РФ от 26.07.2010 № 539 "Об утверждении Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений"


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары


Рассылка




© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль