Формы семейного устройства детей-сирот и детей без попечения родителей

2632

За последние годы число детей, оказавшихся в опасной жизненной ситуации, в России увеличилось и, к сожалению, продолжает увеличиваться.

Обо всех существующих на сегодняшний день в Москве формах семейного устройства детей­-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о том, куда обращаться за необходимыми документами, а также о психологической помощи потенциальным приемным родителям рассказывают Елена Константиновна Синилкина, начальник Управления семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, Департамента семейной и молодежной политики города Москвы и Антонина Ивановна-Ляшенко, кандидат психологических наук, директор Школы приемных родителей, руководитель Московской службы психологической помощи населению Департамента семейной и молодежной политики города Москвы.

В России много детей-сирот. Как вы считаете, это вина отдельно взятых родителей или всего общества в целом?

А.И. Ляшенко: Детей-сирот действительно много. Только в Москве в 2008 г. выявлено и учтено 2917 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 577 малышей было оставлено родителями или одинокими матерями в родильных домах, 5257 детей состоят на учете в региональном банке данных детей, оставшихся без попечения родителей. Цифры говорят сами за себя, но есть и обратная сторона медали: брошенных детишек усыновляют, берут в приемные семьи и под опеку, оформляют патронат. То, что у нас так много сирот, большинство из которых – социальные сироты, говорит о том, что наше общество позволяет кому-то бросать своих родных детей в родильных домах, оставлять их на улицах, выбрасывать в помойные баки, жестоко с ними обращаться, сдавать в детские сады сироты. Перечислять можно до бесконечности. Я уверена, что пока общество это позволяет, подобные трагедии будут происходить. Отношение людей к проблеме нужно менять на психологическом уровне.

И уже немало сделано, особенно за последние два года, провозглашенные Годом ребенка и Годом семьи. Правительство Москвы очень много делает для семей, решивших взять ребенка из сиротского учреждения. В первую очередь, это материальное и социальное обеспечение. И еще одну, очень важную задачу решают сегодня столичные власти вместе с нами: поднимают в обществе, в СМИ престиж семьи как самой главной ценности в жизни любого человека. И не важно, какой ребенок воспитывается в этой семье – свой или приемный.

Расскажите, пожалуйста, об усыновлении в частности и об устройстве ребенка, оставшегося без попечения родителей, вообще?

Е.К. Синилкина: Устройством ребенка, оставшегося без попечения родителей, называют передачу полномочий по защите прав и законных интересов ребенка, законного представительства ребенка от одного лица к другому, включая обязанности воспитания, заботу о его здоровье. В момент, когда ребенок выявлен как оставшийся без попечения родителей, полномочия по защите прав и интересов несовершеннолетнего передаются органам опеки и попечительства, т. е. с этого момента они становятся его законными представителями. Устройством ребенка будет являться его передача органами опеки и попечительства в государственную организацию (дом ребенка, детский дом и др.), под опеку физическому лицу или лицам, либо в приемную семью, когда законным представителем ребенка становится опекун или приемные родители. При усыновлении воспитанника детского дома, когда законным представителем было учреждение, полномочия по защите прав и законных интересов ребенка передаются усыновителю.

Таким образом, сегодня в Москве существует две формы семейного устройства детей – этоусыновление и опека (попечительство).

Усыновление – приоритетная форма устройства детей в семью, которая наиболее полно отвечает как интересам ребенка, так и взрослых людей, когда ребенок приобретает все права кровного ребенка. Как правило, на усыновление идут либо бездетные пары, либо родители, кото­рые потеряли ребенка. Согласно постановлению правительства Москвы от 26.05.2009 № 492­ПП "Об утверждении Положения о порядке установления и выплаты ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 г. ребенка из числа детей­сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" москвичам, усыновившим ребенка после января 2009 г., выплачивается ежемесячное денежное пособие в размере 12 000 руб.

А какая форма устройства наиболее распространенная в столице?

Е.К. Синилкина: Наиболее распространенная форма для Москвы – это безвозмездная опека, когда ребенок передается на воспитание близким родственникам, чаще всего бабушкам. Опекуны безвозмездно выполняют принятые на себя обязанности, а на содержание ребенка им выплачиваются денежные средства до достижения подопечным 18­летнего возраста. Кроме того, за ребенком, находящимся под опекой, сохраняются все льготы, которые положены воспитаннику сиротского учреждения, – и выходное пособие по достижении совершеннолетия, и сохранение жилья и др. До 14 лет ребенок находится под опекой, с 14 и до 18 – под попечительством родственника. Бывают случаи, когда опеку оформляет посторонний че­ловек.

Вторая форма опеки – на возмездной основе, когда ребенок передается на воспитание в приемную семью, а родители не просто являются папами и мамами, а работают профессиональными родителями, т. е. за свою работу они получаю заработную плату – 3,5 МРОТ и ежемесячное денежное пособие на содержание ребенка. То есть приемная семья в этом случае – это профессиональная семья, которая берет к себе ребенка на осно­вании договора на какое­то определенное время – на год, два, а может быть и до 18 лет. В такой семье приемных детей может проживать вместе с кровными детьми, как правило, до 8 человек.

Если гражданин или семья решили, например, стать приемными родителями, какими должны быть их первые шаги?

Е.К. Синилкина: Им необходимо обратиться в свой муниципалитет по месту жительства к специалистам по опеке и попечительству. Далее подать заявление, собрать все документы, установленные законодательством. Затем снова обратиться в муниципалитет. Если все документы в порядке, следующий шаг делают уже специалисты органов опеки и попечительства, которые придут к ним домой. Причем они не просто посмотрят, какие у кандидатов условия, есть ли необходимое жизненное пространство для развития, роста малыша и т. д., но и пообщаются с кандидатами очень предметно и обстоятельно. Хорошие специалисты долго готовятся к такой беседе, потому что это основной, определяющий момент, когда решается очень многое, выясняется самое главное: насколько люди готовы к тому, чтобы усыновить ребенка, взять его на патронат или в приемную семью, насколько взвешенно, осознанно и серьезно их намерение. Результатом этой встречи становится заключение специалистов органов опеки и попечительства о возможности конкретных граждан стать усыновителем, опекуном, патронатным воспитателем, приемным родителем.

В Семейном кодексе РФ сказано, что любое решение по устройству ребенка на любую из форм семейного воспитания должно приниматься в интересах самого ребенка. Поэтому, внимательно изучив и взвесив все представленные документы, поняв, что ждет ребенка в этом доме, в этой семье, специалисты органов опеки и попечительства вправе отказать гражданам в их просьбе об усыновлении или посоветовать, подсказать, рекомендовать людям иную форму.

Как помочь потенциальным родителям принять правильное решение и понять, насколько они готовы к этому?

Е.К. Синилкина: Несомненно, будущие родители должны тщательно подготовиться к такому серьезному шагу, все взвесить. Нельзя в состоянии повышенного эмоционального возбуждения, после, скажем, просмотренного по телевизору социального ролика о сиротах или трогательной статьи в газете тут же принимать решение об усыновлении. Необдуманное решение может привести к печальным последствиям для ребенка и для них самих. В этом вопросе очень много нюансов. Но я настоятельно рекомендую всем, кто хочет взять в свою семью ребенка, пройти Школу приемных родителей. Их несколько, школы работают при Департаменте ­семейной и молодежной политики (при Московской школе психологической помощи населению, при учебно-методическом центре "Детство"), есть они и при общественных организациях, например при благотворительном фонде "Семья".

Как появилась Школа приемных родителей и какие результаты ее работы уже имеются?

А.И. Ляшенко: Началось все с поручения первого заместителя мэра Москвы в правительстве Москвы Людмилы Ивановны Швецовой подготовить предложения к программе по преодолению социального сиротства. Департамент семейной и молодежной политики города Москвы выступил с инициативой открыть при службе психологической помощи населению Школу для приемных родителей (далее – Школа), которые хотели бы взять на воспитание в свою семью ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Как психологи мы можем помочь им осмыслить свое решение и, самое главное, на первом этапе, этапе адаптации ребенка в семье, сопровождать этот процесс. Так была открыта Школа. Пройдя курс обучения, многие родители не спешили нас покидать. Они, уже в качестве волонтеров, организовали группы поддержки и помогали тем, кто только пришел на первые занятия. Кроме того, при Школе создан Клуб приемных родителей, где они встречаются, делятся опытом, общаются. А это говорит о том, что мы достигли главного: сегодня Школа – это важная и значимая работа. И если в начале пути были сомнения в собственных силах и заинтересованности в нас кандидатов в усыновители, опекуны и приемные родители, то сейчас стало понятно, что Школа очень востребована. В первое время нам приходилось одно-два занятия тратить на то, чтобы объяснить людям необходимость такого обучения, а сейчас такого нет, все группы укомплектованы. Начинали с одной Школы, теперь их уже восемь, т. е. сегодня мы готовы в индивидуальном порядке сопровождать каждую обратившуюся к нам приемную семью. И, конечно, мы будем и дальше развивать эту деятельность и помогать людям, которые берут на себя такую сложную, но очень благородную миссию. К сожалению, иногда поддавшись эмоциональному порыву, не найдя ответов на мучившие вопросы и просто лишенные элементарных зна­ний о поведении ребенка, попавшего в ­семью из сиротского учреждения, усыновители возвращают его обратно. Тяжелейшая травма для всех. И это не столько их вина, сколько вина тех, кто не смог им вовремя помочь, поддержать. Я говорю об окружении этой семьи, об обществе. Значит в таком драматическом исходе событий виновато общество, т. е. все мы.

С какими конкретно проблемами могут столкнуться приемные родители и как Школа может помочь их преодолеть?

А.И. Ляшенко: Основной диагноз, который ставят ребенку в таких учреждениях, – задержка психического развития – результат того, что он лишен эмоционального общения с родными, близкими людьми. Ведь этих детишек никто не ласкает, не говорит им добрых слов, не играет с ними, не баюкает, не прижимает к себе. И даже если малыш оказывается в семье, где его по-настоящему любят, и он отвечает приемным родителям взаимностью, этот диагноз снимается только через несколько лет нахождения ребенка в семье!

В Школе мы объясняем слушателям, что ребенок "волчонком смотрит" не потому, что он плохой или генетически расположен к злобе (существует и такой стереотип в обществе), а потому что никто не научил его любить. Он искренне стремится овладеть этим чувством, но у него не получается. На занятиях мы рассказываем, как правильно родителям проявлять любовь к ребенку и как научить его ответному чувству. Подчеркиваю, именно научить. И здесь огромную роль играет помощь специалистов высочайшего класса, которыми и являются наши психологи.

Что делать после того, как кандидаты прошли курсы Школы приемных родителей и получили заключение о том, что могут стать усыновителями?

Е.К. Синилкина: Определившись с формой устройства и возрастом ребенка, нужно обратиться в муниципалитет. Если родители хотят грудничка, то в муниципалитете им обязаны предоставить информацию обо всех родильных домах, больницах, в которых находятся оставленные матерями новорожденные. Получив нужную информацию, надо обращаться в органы опеки и попечительства, на территории которых находятся эти учреждения. Если родители хотят ребеночка постарше, лет двух-трех, то опять-таки базы данных на этих детей есть в муниципалитетах, сотрудники которых обязаны помочь в выборе. Можно прийти в Департамент семейной и молодежной политики и обратиться в наш Региональный банк данных. С собой необходимо иметь паспорт обоих родителей и заключение органов опеки о возможности быть приемным родителем, усыновителем и др., выданное сроком на один год. Здесь мы снимаем с него копию, подлинник возвращается. Операторы базы данных поставят усыновителей на учет.

Нормативные документы об опеке и попечительстве

  • Федеральный закон от 24.04.2008 № 48 "Об опеке и попечительстве";
  • постановление Правительства РФ от 18.05.2009 № 423 "Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан";
  • постановление Правительства РФ от 19.05.2009 № 432 "О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации"

Расскажите поподробнее о том, что представляет собой Региональный банк данных.

Е.К. Синилкина: В нашем банке данных содержится информация обо всех детях, которые нуждаются в устройстве в семью, в той или иной форме семейного воспитания (кроме грудничков). Сюда поступают сведения обо всех отказниках, сиротах, детях, оставшихся без попечения, находящихся в детских домах, больницах, домах ребенка, интернатах, социальных приютах, – словом, во всех сиротских учреждениях г. Москвы. На сегодняшний день в базе данных около 5000 детей. Эта цифра почти постоянная – одни детки нас покидают, уходят в семьи, другие – приходят.

Какие данные по усыновлению в г. Москве имеются в настоящее время?

Е.К. Синилкина: На сегодняшний день в г. Москве 8575 семей, воспитывающих ребенка, оставшегося без попечения родителей. Только в прошлом году 2396 детей обрели новые семьи, в их числе и 50 инвалидов, 449 человек, желающих принять в свою семью сироту, встали на учет в региональный банк данных. Такая тенденция не может не радовать. Мы уверены, что информация обо всех возможных формах семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поможет тем, кто хочет принять участие в судьбе обездоленных детей, но еще не знает, чем усыновление отличается от опеки, а опека, от патронатного воспитания. Полезной станет и информация об оказываемой правительством Москвы психологической помощи кандидатам на усыновление.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары





© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Материал только для зарегистрированных пользователей

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста, зарегистрируйтесь.

Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:

  • доступ к профессиональным материалам и полезным сервисам;
  • статьи и готовые рекомендации по главным вопросам управления образованием;
  • шпаргалки для безошибочной работы;
  • вебинары и презентации от лучших экспертов.

А еще в подарок за регистрацию Вы получите видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства».

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль