Полномочия дошкольного учреждения по распоряжению имуществом

8384

А.А. Вавилова

зам. директора Центра правовых прикладных разработок Института развития образования
ФГОУ ВПО "НИУ ГУ – Высшая школа экономики", эксперт журнала

Согласно подп. 1 п. 2 ст. 32 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 "Об образовании" (далее – Закон РФ "Об образовании"), к компетенции дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) относится "материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств".

Имущество, необходимое для ведения воспитательно-образовательного процесса, может поступать в оперативное управление ДОУ различными способами. Порядок приобретения и прекращения права оперативного управления ДОУ в отношении имущества регулируется Гражданским кодексом Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (далее – ГК РФ).

На основании ст. 299 ГК РФ право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у данного учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом, правовыми актами или решением собственника. Продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном для приобретения права собственности.

Необходимо помнить, что право ДОУ на имущество – это всегда право оперативного управления, а не право собственности. Если ДОУ приобретает имущество по договору купли-продажи, то процедура перехода права на имущество будет такой же, как и процедура перехода права собственности, которая установлена ГК РФ, но фактически имущество будет приобретено в оперативное управление учреждения и одновременно в собственность публичного образования (субъекта РФ, муниципалитета).

Основания приобретения прав на имущество

Статьей 218 ГК РФ предусмотрены основания приобретения права собственности. В частности, в п. 1 данной статьи говорится, что "право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя, приобретается этим лицом". Соответственно, если таким лицом является ДОУ, то оно приобретает право оперативного управления.

Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственник, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества. В случае реорганизации юридического лица право на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица.

В соответствии со ст. 220 ГК РФ, определяющей право собственности на вещи, создаваемые в результате переработки материалов, право на новую движимую вещь приобретается собственником материала, если иное не предусмотрено договором. Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку.

Эти нормы ГК РФ должны учитываться при определении имущественных прав, например, на вещи, сделанные воспитанниками. Предоставляя воспитанникам материал, ДОУ приобретает имущественное право на изготовленные из него вещи, но только в том случае, если стоимость работы воспитанников существенно не превышает стоимость предоставленного материала. В ином случае право собственности на вещи принадлежит воспитанникам.

При приобретении имущества по тому или иному договору право собственности (оперативного управления) возникает с момента передачи вещи, если иное не предусмотрено законом или договором. В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

Передачей вещи признается вручение ее приобретателю, сдача перевозчику для отправки приобретателю или сдача в организацию связи для пересылки приобретателю, если договором не предусмотрена обязанность доставки. Вещь считается врученной приобретателю с момента ее фактического поступления во владение приобретателю или указанному им лицу. При этом если к моменту заключения договора об отчуждении вещь уже находилась во владении приобретателя, она признается переданной ему с этого момента. Такие требования установлены ст. 224 ГК РФ.

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
ГК РФ. Ст. 219

Источники формирования имущества ДОУ

Субъекты РФ и муниципалитеты (городские округа и муниципальные районы) в соответствии с федеральными законами обязаны обеспечить доступ граждан к образованию путем выделения бюджетных ассигнований и (или) создания сети ДОУ с имуществом, необходимым для ведения уставной деятельности и удовлетворяющим требованиям государственных образовательных стандартов, санитарно-гигиенических, строительных и других норм. В связи с этим основным источником формирования имуществагосударственных и муниципальных ДОУ является имущество либо финансовые средства учредителя.

В ст. 39 Закона РФ "Об образовании" устанавливаются следующие правила в области имущественных отношений, обусловленные значимостью сферы образования и требованиями норм Конституции РФ:

1. За ДОУ в целях обеспечения воспитательно-образовательного процесса в соответствии с его уставом учредитель закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения), принадлежащие учредителю на праве собственности или арендуемые им у третьего лица (собственника). При этом земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными ДОУ в порядке, установленном законодательством РФ, т. е. в постоянное (бессрочное) пользование.

2. Объекты собственности, закрепленные учредителем за ДОУ, находятся в его оперативном управлении.

3. ДОУ несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленной за ним (т. е. учреждением) собственности. Контроль деятельности ДОУ в этой части осуществляется учредителем или иным юридическим лицом, уполномоченным собственником.

Дошкольные учреждения могут также получить имущество в форме пожертвований и иных безвозмездных поступлений (например, грантов, субсидий) или приобрести его на доходы от приносящей доход деятельности. При этом любое имущество, за исключением арендованного, независимо от источника его происхождения будет, как уже отмечалось, поступать в оперативное управление ДОУ, а де-юре считаться собственностью РФ, субъекта РФ или муниципалитета.

Государственная и (или) муниципальная собственность, закрепленная за ДОУ, может отчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах своих полномочий.

Изъятие и (или) отчуждение собственности, закрепленной за ДОУ, допускаются только по истечении срока договора между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и ДОУ или между собственником (уполномоченным им юридическим лицом) и учредителем, если иное не предусмотрено этим договором.
Закон РФ "Об образовании". Пп. 4, 6 ст. 39

Право оперативного управления

Право оперативного управления производно от права собственности и по своему содержанию включает все правомочия собственника с некоторыми ограничениями, за исключением его титула (звания), т. е. является ограниченным вещным правом.

Содержание права оперативного управления имуществом государственных или муниципальных ДОУ и его ограничения в общем виде изложены в ст. 296 ГК РФ. Согласно нормам данной статьи учреждение, за которым имущество закреплено на праве оперативного управления, владеет и пользуется этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением имущества и, если иное не установлено законом, распоряжается этим имуществом с согласия собственника.

Необходимо также иметь в виду, что закон предусматривает сохранение за ДОУ права оперативного управления даже в случае изменения собственника. Согласно ст. 300 ГК РФ, "при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество".

Владение имуществом в порядке реализации права оперативного управления осуществляется ДОУ практически в том же объеме, в котором его может осуществлять собственник, поскольку предусматривает:

  • наличие ключей от зданий и помещений;
  • возможность осуществлять охрану земельного участка;
  • хранение движимого имущества;
  • обеспечение недоступности имущества для сторонних лиц и т. п.

Согласно правовой доктрине, право собственности включает титул, а также следующие правомочия собственника:

  • право владения – возможность осуществления фактического господства над вещью (физический контроль, обладание вещью);
  • право пользования – возможность извлекать из имущества полезные свойства, получать доходы;
  • право распоряжения – возможность определять юридическую и фактическую судьбу вещи.

С юридической точки зрения ДОУ является титульным владельцем находящегося на его балансе имущества и может защищать свое право владения даже против собственника этого имущества (ст. 305 ГК РФ).

Как это следует из ст. 296 ГК РФ, ДОУ не вправе пользоваться имуществом не по его назначению, а также в целях, не соответствующих уставной деятельности. Важно при этом знать, что под уставной деятельностью понимается не только основная деятельность (осуществление воспитательно-образовательного процесса), но и любая вспомогательная или иная технологически связанная с ней уставная деятельность, в том числе:

  • организация питания воспитанников и работников;
  • хозяйственная деятельность;
  • реализация продукции, образующейся в результате воспитательно-образовательного процесса или вспомогательной деятельности;
  • платные образовательные услуги;
  • иная деятельность по извлечению дохода, предусмотренная уставом учреждения.

Особенности распоряжения имуществом государственных и муниципальных учреждений

Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее – Закон № 83-ФЗ) ввел новые нормы, регулирующие права ДОУ по владению, пользованию и распоряжению имуществом.

Существует мнение, что под распоряжением имуществом понимается только его продажа. Однако передача имущества в аренду либо в безвозмездное пользование также является распоряжением имуществом, на осуществление которого требуется согласие собственника.

Некоторые руководители ДОУ считают, что согласие собственника необходимо только в случаях, когда договоры на передачу имущества заключаются более чем на год. Это не так. Аренда определяется гражданским законодательством как договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование. При этом время пользования не оговаривается.

В отношении безвозмездного пользования можно сказать то же самое. По договору безвозмездного пользования (договору ссуды) одна сторона (ссудодатель) обязуется передать или передает вещь в безвозмездное временное пользование другой стороне (ссудополучателю), а последняя обязуется вернуть ту же вещь в том состоянии, в каком она ее получила, но с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. Таким образом, если ДОУ собирается предоставить учреждению дополнительного образования помещение (групповую) для занятий с воспитанниками (пусть даже самого ДОУ) на один час, оно должно предварительно получить согласие собственника.

Впрочем, занятия могут быть оформлены как деятельность самого ДОУ и осуществляться педагогами учреждения дополнительного образования на условиях совместительства или почасовой оплаты. Возможно и бесплатное ведение занятий на добровольческой основе, например, родителями. В этих случаях передача помещений "другому лицу" отсутствует и разрешения учредителя не требуется.

Правомочия ДОУ по распоряжению имуществом существенно различаются в зависимости от типа учреждения.

Правомочия казенного учреждения по распоряжению имуществом

Имущество казенного учреждения не разделяется на виды, поскольку различий по полномочиям распоряжения разными видами имущества законодательством для казенного учреждения не предусматривается. По общему правилу казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться любым имуществом, находящимся на его балансе, без согласия собственника. При этом не имеет значения, приобретено данное имущество на средства от приносящей доходы деятельности самого учреждения или на средства учредителя. Все доходы от приносящей доход деятельности казенного учреждения считаются доходами бюджета и распределяются в соответствии с законами (решениями) о бюджете.

Правомочия бюджетного учреждения по распоряжению имуществом

Имущество бюджетного учреждения разделяется на имущество, переданное учредителем либо приобретенное за счет выделенных им средств, и иное имущество.

Имущество, переданное учредителем или приобретенное за счет выделенных им средств, может появиться у учреждения на праве оперативного управления двумя путями:

  • учредитель приобретает имущество в собственность и закрепляет его на праве оперативного управления за конкретным учреждением;
  • учредитель передает учреждению денежные средства на его приобретение, а учреждение приобретает имущество, которое поступает в собственность публичного образования (Российской Федерации, субъекта РФ или муниципалитета) и в его оперативное управление.

Иное имущество может быть передано учреждению другими лицами (кроме учредителя), в т. ч. пожертвовано или приобретено за счет средств от приносящей доход деятельности, пожертвований, доходов от целевого капитала и т. п.

Имущество бюджетного учреждения разделяется также на недвижимое, движимое и особо ценное движимое.

К недвижимому имуществу относятся земельные участки, участки недр и все, что связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых невозможно без несоразмерного ущерба их назначению (в частности, здания, сооружения и объекты незавершенного строительства). Все остальное имущество является движимым.

К особо ценному движимому имуществу относится имущество, без которого осуществление учреждением уставной деятельности будет существенно затруднено.

Бюджетное учреждение не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им на приобретение такого имущества, а также любым недвижимым имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом бюджетное учреждение распоряжается самостоятельно.

Правомочия автономного учреждения по распоряжению имуществом

Как и в случае с бюджетным учреждением, имущество автономного учреждения разделяется на переданное учредителем либо приобретенное за счет выделенных им средств и иное, а также на недвижимое, движимое и особо ценное движимое.

Решение учредителя об отнесении имущества к категории особо ценного движимого принимается одновременно с решением о его закреплении за автономным учреждением или о выделении средств на его приобретение.

Согласно Федеральному закону от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", под особо ценным движимым имуществом понимается такое имущество, без которого осуществление автономным учреждением своей уставной деятельности будет затруднено. Иными словами, закон связывает возможность отнесения имущества к категории особо ценного с его необходимостью для уставной деятельности.

Автономное учреждение не может без согласия собственника распоряжаться недвижимым и особо ценным движимым имуществом, переданным (закрепленным за ним) собственником или приобретенным за счет выделенных собственником средств. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение распоряжается самостоятельно.


Нормативные документы

  • Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 06.04.2011)
  • Федеральный закон от 08.05. 2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (ред. от 07.02.2011)
  • Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (ред. от 14.06.2011)


Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Вебинары

Конференции

  • 20 - 21 апреля 2017 г.
  • Управление кадрами образовательной организации в условиях перехода на профессиональные стандарты
  • Участвовать
Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль