"Решение проблемы доступности дошкольного образования – наша приоритетная задача"

5185
Решение проблемы доступности дошкольного образования – наша приоритетная задача

Алексей Николаевич, ваша городская сеть дошкольных образовательных учреждений хорошо развита и насчитывает сегодня порядка 114 детских садов, большая часть из которых муниципальные. Сеть обширная, но уже недостаточная: как и в других регионах, остро стоит вопрос дефицита дошкольных учреждений и, как следствие, сохраняются значительные очереди на поступление в них. Поделитесь, пожалуйста, своим опытом решения проблемы, в чем его суть?

Действительно, существующий дефицит дошкольных образовательных учреждений – проблема довольно распространенная и досталась нам по наследству из девяностых. Достаточно сказать, что городская система образования Калининграда потеряла за эти годы около 50 ведомственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений, эти потери ощутимы до сих пор. Но тогда закрытие и перепрофилирование учреждений осуществлялись по вполне объективным причинам: детей рождалось мало, здания пустовали, нужно было их как-то пристраивать. Так, на месте детских садов открывались детские дома, приюты и различные социальные центры. Сегодня ситуация иная – детей рождается значительно больше, и учреждений уже не хватает, но это поправимо…

Мы выделили четыре основных направления решения проблемы доступности дошкольного образования. Прежде всего это строительство новых современных зданий. В соответствии с городской программой развития образования в 2007 году был введен в эксплуатацию детский сад № 55 с бассейном по улице Нарвской на 240 мест. А 13 сентября 2009 года открылся детский сад № 56 на столько же мест по улице Фермора в быстро развивающемся северном жилом микрорайоне города, где до конца этого года ожидается прирост населения до 25 тысяч человек. Начато строительство еще одного современного детского дошкольного учреждения на 13 групп по улице Карамзина, ведутся подготовительные работы по строительству в городе трех других детских садов. 

Решение проблемы доступности дошкольного образования – наша приоритетная задача

Но, согласитесь, этот путь достаточно затратен для городского бюджета, не каждый может себе позволить такие вложения…

Именно по этой причине наряду с новым строительством мы активно занимаемся реконструкцией и реорганизацией существующих образовательных учреждений.

Ведь в последнее время в Калининграде становится все меньше учреждений сиротского типа. Количество муниципальных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, уменьшилось в два раза, что не может не радовать! Поэтому в зданиях детских домов "Гаврош" и "Факел" открылись детские сады № 25 и № 45.

Кроме того, в помещении, занимаемом ранее Институтом современных образовательных технологий "РГУ им. И. Канта", начал функционировать детский сад № 10, что позволило дополнительно обеспечить местами около 500 детей.

А еще впервые в городе на базе реорганизованной средней школы № 20 было создано образовательное учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста "Начальная школа – детский сад № 72", а на базе вечерней школы № 3 – детский сад № 3.

Активно внедряются альтернативные формы дошкольного образования: группы кратковременного пребывания детей и консультационные пункты для родителей на базе учреждений всех типов и видов.

Как видите, муниципальная образовательная система достаточно динамична и требует не только финансовых вложений – по-прежнему востребованы своевременные организационные и управленческие решения. При этом следует не только идти по пути наращивания сети, но и рассматривать возможности развития частно-государственного партнерства в сфере дошкольного образования. Соответственно четвертый путь – привлечение негосударственных структур к оказанию услуг дошкольного образования посредством проведения открытого конкурса и заключения концессионных соглашений.

Решение проблемы доступности дошкольного образования – наша приоритетная задача

Алексей Николаевич, вы упомянули о том, что передаете объекты образования в концессию? Звучит непривычно, а как это происходит на практике?

Заключение концессионных соглашений также является одним из направлений обеспечения доступности объектов дошкольного образования. Передавая муниципальный имущественный комплекс строго для целевого использования сроком на 25 лет, администрация города согласовывает проведение реконструкции объекта и выделение 20 мест (из 60 возможных) для детей-очередников. Таким образом, обеспечивается привлечение частных инвестиций для расширения сети дошкольных учреждений с учетом интересов муниципалитета в развитии услуг дошкольного образования.

По итогам конкурса на право заключения концессионного соглашения в отношении муниципального имущества, администрацией городского округа "Город Калининград" было заключено соглашение с негосударственным образовательным учреждением «Общеобразовательная гимназия "Альбертина"» сроком на 25 лет на здание по адресу: улица Чернышевского, 89–89А.

Решение проблемы доступности дошкольного образования – наша приоритетная задача

Известно также, что городская администрация планирует развитие семейных и корпоративных детских садов…

Да, такие вопросы прорабатываются. Привлечение негосударственных структур к оказанию услуг дошкольного образования позволит, на наш взгляд, не только увеличить количество детей, охваченных дошкольной системой образования, но и существенно снизить нагрузку на муниципальный бюджет, что, в конечном итоге, будет способствовать развитию конкуренции среди детских дошкольных учреждений, повышению качества и результативности их работы.

Решение проблемы доступности дошкольного образования – наша приоритетная задача

Получается, что развитие сети образовательных учреждений по-прежнему актуально в новых демографических условиях. Но не менее важно сегодня обеспечить реальное развитие муниципального рынка образовательных услуг?

Безусловно, потребность в этом назрела, поскольку основными причинами низкой эффективности оказания муниципальных услуг остаются отсутствие у бюджетных учреждений стимулов к оказанию качественной услуги, а также высокая степень непрозрачности управления. Именно по этой причине с 2009 года в Калининграде начался перевод образовательных учреждений города в новую организационно-правовую форму – автономные учреждения. Эта работа проводится более системно, особенно после принятия Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ, который предоставляет образовательным учреждениям, получившим статус автономии, больше самостоятельности в привлечении внебюджетных средств, использовании закрепленного за ними имущества и в распределении полученных доходов. Автономные учреждения независимы и в выборе кредитных организаций – могут свободно осуществлять заимствования. Такие учреждения не будут обязаны при закупках товаров и услуг использовать конкурсные процедуры, предусмотренные Федеральным законом от 21.07.2005 № 94-ФЗ.

Вместе с тем для автономных учреждений предполагается более строгая форма финансово-хозяйственной отчетности, большая степень открытости и публичности. Руководитель такого учреждения должен уметь грамотно взаимодействовать с наблюдательным советом и обладать многими другими качествами современного управленца.

В отличие от бюджетных учреждений, которые финансируются по смете расходов, бюджетное финансирование автономных учреждений осуществляется в форме субвенций и субсидий, размер которых определяется муниципальным заданием.

Таким образом, работа в статусе автономной организации ведет, с одной стороны, к развитию самостоятельности учреждений, и с другой – к прозрачности финансово-хозяйственного управления, более эффективному использованию бюджетных и привлечению дополнительных средств, а в итоге – к повышению качества предоставляемых образовательных услуг.

В принятой долгосрочной целевой программе "Развитие системы образования Калининграда на 2009–2012 годы" городским комитетом по образованию запланировано довести долю образовательных учреждений, перешедших в статус автономных, до 60 процентов.

Беседовала главный редактор информационного центра "МЦФЭР Ресурсы образования " 
Татьяна Петровна Анишина



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Вебинары и конференции


Мероприятия

Проверьте свои знания и приобретите новые

Участвовать

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку и станьте читателем уже сейчас

Живое общение с редакцией

Электронная система

Справочная система «Образование»

Школа Менеджера образования

Опрос

Какие подарки вы принимаете от родителей дошкольников:

  • Все 8.82%
  • Все, кроме денег 13.24%
  • Только цветы и конфеты 19.85%
  • Только сувениры, сделанные своими руками 7.35%
  • Никакие 50.74%
Другие опросы

Рассылка



© МЦФЭР, 2016. Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-50243 от 20 июля 2012 года.
Ознакомьтесь с соглашением об использовании.
Resobr.ru: сайт для специалистов и руководителей сферы дошкольного образования. Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции сайта. Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РФ.

По вопросам подписки обращайтесь: 8 800 775-4822 (звонки по России бесплатные)
По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (495) 937-90-82



  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы продолжить чтение статей на портале «Ресурсы образования», пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

Вы получите доступ к важным статьям, ответам на актуальные вопросы, полезным сервисам и шаблонам документов.

Внимание! В материалах сайта используется терминология профессионального сообщества. Сайт не предназначен для родителей.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам видеолекцию «ФГОС ДО: стандарт условий и стандарт поддержки разнообразия детства», из которой узнаете об основных задачах дошкольного образования.

Лектор: Волосовец Т.В., директор Института изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Сайт предназначен для работников сферы образования!

Чтобы скачать документ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Регистрация на сайте бесплатна.

А еще в подарок за регистрацию мы дарим Вам полезную таблицу принятых профстандартов непедагогических работников.

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
×
Регистрация

Зарегистрируйтесь, чтобы получить документ. Это бесплатно и займет всего минуту!

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт
Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль